Школа жизни и мастерства Уральская магистраль

Школа жизни и мастерства

Галина Морозова, Почётный железнодорожник, ветеран войны и труда

Наша героиня была и техником, и дефектоскопистом, и бригадиром по ремонту паровозов.

Почётный железнодорожник, ветеран войны и труда Галина Павловна Морозова посвятила свою трудовую жизнь локомотивному депо Свердловск-пассажирский, где благодаря ей создан один из лучших дорожных музеев.

Сотни миллионов пассажиров перевезли и продолжают доставлять к пунктам назначения локомотивные бригады, прошедшие обучение в аудиториях нашей героини. Имя Галины Морозовой до сих пор с уважительным трепетом вспоминают и произносят в депо. Начиная с военной поры и до самой пенсии она вносила и продолжает вносить неоценимый вклад в развитие пассажирского движения на Урале.

Военное детство

В глухой сибирской деревушке Михряк, в крестьянской семье Фроловых 29 марта 1929 года родилась девочка Галя. Малая родина была настолько маленькой, что дети ходили в школы соседних сёл за несколько километров.

В 1943 году 14-летнюю Галю, в соответствии с разнарядкой по подготовке необходимых для страны специалистов, «призвали» на учёбу в областной центр – Тюмень. Здесь её чуть было не направили в авиацию, но судьба распорядилась по-другому: она попала в железнодорожное училище, где овладела профессией помощника машиниста паровоза.

После училища 16-летняя девушка по распределению попала в локомотивное депо Свердловск-пассажирский, где начала работать слесарем – ремонтировала паровозы.

– Работа была физически очень тяжёлой, – говорит Галина Павловна. – В это время на железной дороге трудились в основном молодые женщины. Меня и ещё пятерых девушек поселили на частную квартиру, за которую платило депо. Сразу же прикрепили к столовой с обедом по карточкам.

Когда мужчины стали возвращаться с фронта, женщинам предлагали перейти на более лёгкую работу, в резерв проводников. Многие отказывались, потому что к паровозу «прирастают», а большинство из тех, кто ушёл, через какое-то время мечтали вернуться обратно.

Мотопробег по жизни

– В начале 50-х я поехала в Хабаровск, где окончила школу военных техников, – говорит моя собеседница. – Там нас интенсивно «накачивали» знаниями – за два года надо было освоить все премудрости работы железнодорожного транспорта.

При таком напряжённом ритме жизни наша героиня прилежно училась и занималась общественной работой. В 1953 году ДСО «Локомотив» организовало первый на Дальнем Востоке женский мотопробег по маршруту Хабаровск – Владивосток – Хабаровск. Галина не просто приняла в нём участие, она его возглавила!

На двухколёсных мотоциклах девушки преодолели сотни километров, чтобы поздравить моряков Дальневосточного флота с профессиональным праздником.

О годах учёбы в Хабаровске Галина Павловна вспоминает так:

– Общежитие, форму, питание и многое другое нам предоставляли бесплатно, да ещё и платили 690 рублей – очень хорошие деньги по тем временам. На эти средства я сшила себе зимнее пальто, покупала обувь, а ещё ходила в театр, кино. Знания, которые нам давали, были фундаментальными. По окончании школы мне присвоили звание «техник-лейтенант». И через два года по возвращении в родное депо назначили на должность моей замечательной предшественницы Надежды Владимировны Смирновой – инженера по подготовке кадров.

«Ковали» кадры

На новом месте сначала было трудно, хотя помогали практически все. Подготовка специалистов шла через депо и дортехшколы. Преподавателей по специальностям не хватало, надо было организовывать многое с нуля. Не все кандидаты выдерживали нагрузку, набирали других, и так постоянно. На экзамены они приходили с тревогой, потому что система была такая: сдал по локомотиву, идёт сдавать по тормозам, если их не сдал, то надо начинать всё сначала.

– Паровозники в то время были разные: с образованием и без такового, но самое главное, что они были очень старательные, – продолжает рассказ Галина Павловна. – Помню машиниста Ильченко, под два метра ростом, широкоплечий. Пришёл на экзамен и никак не осмелится зайти в кабинет. Начала его спрашивать – в чём дело, а он так тихо отвечает: «Я неграмотный, боюсь сдавать экзамен». И такой он был не один. Но какие это были первоклассные машинисты и удивительные люди! Замечательный машинист Александр Трофимович Рыков работал в пассажирском движении. Для него сдать экзамен по ПТЭ было настоящей катастрофой. Успокаивала его, подсказывала, к какому инструктору прийти на экзамен, чтобы с ним разговаривали на понятном языке. Было трудно, но они выдерживали и сдавали так, как в своё время на «отлично» сдали самый главный экзамен на войне. К примеру, Кирилл Петрович Голубев окончил только церковно-приходскую школу, а машинистом был первоклассным и постоянно ходил в передовиках!

Новая эра

В словах и интонации моей собеседницы угадывается неподдельная любовь к этим, ставшими легендой людям и к своей профессии:

– Тяжёлым был переход на новые виды тяги. Дали нам тепловозы из Тюмени, инструктором поставили замечательного человека – Ивана Васильевича Зыкова. Он был передовиком на паровозе и сумел организовать первую колонну тепловозников так, что они стали лучшими. Мы только-только перешли на тепловозы, а об электровозах не смели и мечтать, как вдруг во время занятий видим в окно – идут электровозы. Машины пришли, а учебников, плакатов и других методических пособий не было. Что делать?

К обучению на новую технику привлекли асов – машинистов-инструкторов с Сортировки. Из всех самым доброжелательным, пожалуй, был Иван Александрович Абакумов. Его отличало особое понимание и отношение к паровозникам. С большими трудностями мы прошли переквалификацию. В это время моими помощниками, кроме вышеперечисленных, были: Николай Васильевич Мартазов, Игорь Павлович Сурганов, Виталий Иванович Белоусов, Василий Кузьмич Пекарев, Андрей Бушухин и, конечно же, наставник, старший товарищ Елизавета Петровна Справцева. Спасибо огромное им. Я ходила к машинистам на каждый экзамен, переживала за них. Мы были одним целым, жили как одна семья.

Галина Павловна занималась оборудованием помещений для занятий. Особенно ей запомнилось то, как для кабинета по подготовке машинистов электровозов на четвёртый этаж через оконный проём доставляли групповой переключатель, огромный и по весу, и по размерам. Стрелы крана не хватало, тогда перебросили канат и вручную затянули его внутрь. Делали всё дружно и вместе. Кстати, эти кабинеты до сих пор используются для занятий.

Музей

Параллельно с основной работой наша героиня занималась и общественной – организовывала музей депо. Дали объявление, собрали экспонаты. Открытие музея было большим событием и праздником для всех. Его дважды посещал известный кинорежиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов, который в то время был депутатом Верховного Совета РСФСР. Результаты труда Галины Павловны были высоко оценены и специалистами краеведческого музея.

В канун 50-летия Галины Павловны ей присвоили звание «Почётный железнодорожник».

– Всю трудовую жизнь я посвятила работе в депо Свердловск-пассажирский, – говорит Галина Павловна. – Была и техником по обмеру, и дефектоскопистом, и бригадиром по ремонту паровозов.

Родное депо для меня стало великолепной школой жизни и мастерства.