Профессия длиною в жизнь Железнодорожник Поволжья

Профессия длиною в жизнь

Александр Житков, слесарь по ремонту подвижного состава

На каждом предприятии обязательно найдётся человек, о котором все говорят: «наша гордость» или «пример для подражания».

Работники Петроввальского ремонтного локомотивного депо, к примеру, когда слышат подобные фразы, сразу вспоминают про слесаря по ремонту подвижного состава, имеющего седьмой разряд, Александра Житкова.

В прошлом году, когда возраст опытного железнодорожника вплотную приблизился к пенсионной отметке, а общий трудовой стаж на стальной магистрали перевалил за сорок лет, его спросили: «Хотели бы вы продолжить работать?». И Александр Михайлович, будучи человеком старой советской закалки, ответил не задумываясь, что для дальнейшей работы у него есть не только желание, но и силы. С тех пор Житков продолжает трудиться в стенах депо, постоянно удивляя молодых коллег по цеху своей по-настоящему «стахановской» производительностью. Именно за неё в своё время он получил медаль «За трудовую доблесть», а совсем недавно ему присвоили заслуженное звание «Почётный работник Приволжской железной дороги». Но прежде несколько слов о том, с чего всё начиналось.

В далёком 1970 году, будучи семнадцатилетним юнцом, Саша начал работать слесарем в локомотивном депо Коканд, что в Узбекистане. Пойти на железную дорогу, едва встав со школьной скамьи, Житкову пришлось в силу семейных обстоятельств.

– Моей матери было тяжело в одиночку прокормить целую семью, – вспоминает наш герой. – Поэтому днём я работал на производстве, а после трудовой смены шёл учиться в вечернюю школу.

Вообще с Узбекистаном Житкова связывает очень много воспоминаний, ведь там прошли его детство и юность. В этом краю он встретил свою будущую жену, которая подарила ему двух замечательных сыновей – Женю и Мишу. Кстати, когда старший сын Евгений вырос, он решил продолжить династию. Отработав несколько лет в цехе вместе с отцом, он выучился на машиниста и, вместо того чтобы ремонтировать локомотивы, начал ездить на них.

После развала СССР семье Житковых пришлось переехать в Россию из-за стремительно растущих националистических настроений в бывшей союзной республике. Коллеги по цеху посоветовали Александру перебраться в Петров Вал – город, в котором каждый второй житель – железнодорожник. В тамошнем локомотивном депо тогда как раз требовались высококвалифицированные слесари. Настоящий профессионал своего дела, Житков без труда сумел адаптироваться на новом месте. Оно и понятно, ведь Александру на тот момент уже приходилось ремонтировать практически все серии тепловозов, действующих на территории нашей необъятной страны.

Многие утверждают, что с возрастом человека очень непросто научить чему-то новому. Наш герой это мнение опровергает. Когда на плановый ремонт в депо стало заходить большое количество электровозов серии ВЛ80, Александр Михайлович без особых проблем изучил все необходимые схемы и чертежи для качественной «реанимации» и этого типа локомотивов.

В последнее время Житков специализируется на восстановлении «сердец» электровозов – многотонных тяговых электродвигателей. В этом деле он настолько преуспел, что найти и устранить любую неисправность в «движке» легко смог бы даже с завязанными глазами. Всё дело в том, что к своей профессии Александр Михайлович относится предельно серьёзно, в соответствии со всеми существующими регламентами. Он хорошо понимает, что от качества выполненного им ремонта напрямую зависит безопасность движения поездов, а с ней, как известно, шутки плохи.

– Александр Житков всегда выполняет план ремонта качественно и раньше отведённого для этого срока, а завершив свою работу, помогает коллегам, – отзывается о своём подчинённом мастер участка производства текущего ремонта электровозов Петроввальского ремонтного локомотивного депо Ярослав Корольков. – За время нашей совместной работы у меня к нему никогда не было никаких претензий. Своё дело Александр Михайлович знает лучше всех и, несмотря на свой возраст, легко даст фору любому молодому специалисту.

Сегодня в Петровом Вале работает несколько десятков железнодорожников, для которых Житков некогда был наставником. В их числе и нынешний начальник Петроввальского ремонтного локомотивного депо Сергей Козлов. Все подопечные Александра Михайловича до сих пор очень тепло отзываются о нём. Наверное, поэтому, когда на предприятие приходит молодое пополнение, новичков, как правило, стараются закрепить за Житковым. Все знают, настоящий профессионал не просто обучит теории, но и поможет словом и делом.

За годы работы в локомотивном хозяйстве через «золотые» руки нашего стахановца прошли двигатели едва ли не каждого электровоза, действующего на полигоне Приволжской железной дороги. Но самое главное – не количество «реанимированных сердец», а то, что ни одно из них не «останавливалось» внезапно, будучи в эксплуатации, во всяком случае, по вине Житкова.

14 мая Александр Михайлович отметил свой 61-й день рождения. И его от всей души поздравляли не только родственники, но и друзья по цеху, а также руководители предприятия, которые не скрывали своей радости по поводу того, что Житков, как и прежде, «в обойме».

– Конечно, мы обрадовались, когда узнали, что наш уважаемый работник решил продолжить работать с нами, – сообщила заместитель начальника Петроввальского ремонтного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам Ольга Демьяненко. – Такие ценные сотрудники, как Житков, нужны на любом предприятии. Поэтому все мы желаем ему в первую очередь крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Автор: Алексей Шмалей