"Работаю головой, затем – руками" Забайкальская магистраль

"Работаю головой, затем – руками"

Дмитрий Кривошеев, слесарь по ремонту подвижного состава ВРД Чита

Опытный слесарь по ремонту вагонов может обойтись и без помощи технолога.

Для того, чтобы слесаря по ремонту подвижного состава признали лучшим на сети дорог, мало быть Профессионалом с большой буквы. Надо ещё иметь, наряду с недюжинными способностями, и железные нервы, твёрдый характер.

В ту пору, когда Читинский паровозо-вагоноремонтный завод славился на всю Забайкальскую дорогу, рабочие кадры для основных цехов готовили не абы как – доверяли это лучшим из лучших. Наверное, поэтому и через десятилетия нынешние ветераны производства помнят в деталях церемонию посвящения их в рабочие. Помнит и Дмитрий Кривошеев памятный для него 1976 год.

– Меня, семнадцатилетнего ученика слесаря, как и других ребят, выбравших делом всей жизни рабочие профессии, посвящали в рабочий класс в клубе ПВРЗ, – вспоминает Дмитрий Сергеевич. – Дело было зимой. В клубе яблоку негде было упасть. В торжественной обстановке нам повязали красные ленты. Руководители завода, председатель профкома, ветераны рассказывали о славной истории одного из старейших предприятий железной дороги, давали нам напутствие, чтобы мы гордились тем, что стали членами большой семьи и трудились на совесть. Каждому из нас вручили именной инструмент с гравировкой, а фотокорреспондент газеты “Комсомолец Забайкалья” сделал снимки на память. До сих пор храню и ленту, и именной инструмент, и фото в газете.

После такого грех было работать вполсилы. И Дмитрий старался не подводить старших товарищей, впитывая в себя, подобно губке, их советы. А когда выходил из заводской проходной, спешил в ДОСААФ, чтобы постигать премудрости работы радиомеханика приводных радиостанций.

– Дима всегда был сообразительным и пытливым, – сказал старший мастер вагоноремонтного участка ВРД Чита Андрей Заступаев. – Мы с ним в одно время пришли на завод по окончании школы. Он учился на слесаря, а я – на токаря. Вместе занимались и в ДОСААФ. В одно время ушли служить в армию. Он обслуживал самолёты в Хабаровском крае, а я – в Амурской области. Так получилось, что и после армии вернулись в Читу практически в одно время и сразу же пришли в отдел кадров завода. По гудку начинали работать, и по нему же заканчивали смену. Работали в пятом цехе, где ремонтировали в основном пассажирские вагоны. Он уже тогда хорошо разбирался в работе, всегда имел своё мнение по поводу того, как лучше применить технологию, чтобы она и труд облегчала, и помогала экономить время и материалы. Если кто сомневался, терпеливо объяснял, что к чему и, как правило, добивался своего.

С годами эта черта характера стала стала состоянием души рабочего.

– Мне иногда доводилось быть свидетельницей того, как Дмитрий Сергеевич метал громы и молнии, когда поступал не обычный пассажирский или специальный вагон, а разовый заказ, и технолог, молоденькая девушка, толком не могла рассказать об особенностях технологического процесса, – говорит мастер отдела технического контроля Елена Степанова. – Потом выпустит пар, походит, присмотрится и всё: оптимальное решение готово! Всю технологическую цепочку держит в голове и строго следует ей в работе. То есть, и голова у Сергеевича хорошо работает, и руки откуда надо растут. У него в своё время было личное клеймо, и его работу не надо было проверять: всё сделает, как надо – от и до. Ответственность у него в крови. Это хорошо, что в нашем депо сохранился костяк из таких людей, как Кривошеев. Потому что, если у рабочих не будет ответственности за свой труд, то никакой ОТК не поможет. Не случайно наши вагоны после капитального ремонта выходят лучше, чем улан-удэнские, хотя там – завод, а у нас лишь депо. Всё дело в людях, в их отношении к труду.

Мне довелось наблюдать, как Дмитрий Сергеевич осматривал поставленный на позицию спецвагон главного ревизора Дальневосточной железной дороги.

– Сначала столяры разберут его по частям, – пояснял он по ходу осмотра, – потом придёт наш черёд. Вагон старенький. Надо будет выбрать, как лучше обрезать металл, где резчиком, а где “болгаркой”. А может, проще вырубить зубилом. И лишь после всего этого – по-новому делать металлический пол, кузов, крышу, люки. Маляры покрасят его, затем предстоит проложить новую изоляцию. После чего столяры настелят полы, установят панели, новую мебель, а обойщики постелят линолеум, электрики установят новую проводку. Ближе к окончанию работ за дело вновь возьмутся маляры. А конечную точку поставит наша бригада: установим новую гарнитуру – поручни, подножки, площадки, или фартуки, уложим изоляцию так, чтобы в пути не задувало в вагон. Так что позиций в капитальном ремонте много, и каждую надо выполнить на совесть, а не абы как.

– За треть века в нашей работе практически ничего не изменилось, – убеждён бригадир Кривошеев. – Всё те же вагоны – пассажирские и специальные. Ремонт такой же – кузов и гарнитура. Правда, начиная с прошлого года, предприятие перепрофилируют, делая акцент на ремонт грузовых вагонов всех видов, от крытых и полувагонов до платформ. Последних больше. Добавились и хоппер-дозаторы. С каждым месяцем заказы будут расти, причём поступают они не только от Забайкальской дирекции по ремонту вагонов, но и с других дорог. Это не может не радовать, поскольку от тарифной формы оплаты перешли, начиная с апреля, к сдельной. Значит, и заработок вырастет. Если раньше получал я, к примеру, 25 тыс. в месяц, то теперь рассчитываю уже на 30–35 тыс. рублей.

Мотивация значит многое. Ведь не секрет, что молодёжи в депо очень мало, не прельщают её низкие заработки. Держатся за работу только такие, как Дмитрий Кривошеев, для кого рабочая честь и чувство принадлежности к трудовому коллективу, славному своей историей, дороже всяких денег. Живут по принципу: где родился, то есть состоялся как личность, там и пригодился. Даже в те годы, когда судьба предприятия висела на тоненьком волоске, не дрогнули, не подались за лучшей долей в другие места. Выдержали и сегодня видят: не зря всё это время хранили верность депо – оно переживает второе рождение, и перспективы у предприятия неплохие. Чего же больше?

Бригаде Кривошеева поручают самую тонкую и штучную работу – ремонт в основном спецвагонов для путевых машинных станций. Бригадир и вместе с ним бригада преуспели в работе с металлом. Поскольку труд тяжёлый, используют множество собственных приспособлений для его облегчения.

– Наше депо давно разменяло второй век, и неудивительно, что на многих участках до сих пор встречается оборудование, которое изготовили и смонтировали ещё до моего рождения, – шутит Дмитрий Сергеевич. – Но если серьёзно, нам крайне нужны и новое оборудование и современные технологические линии. Особенно сейчас, с перепрофилированием депо. Чтобы замкнуть технологический цикл на одном конвейере, а не гонять вагоны из одного цеха в другой, тратя на это много времени.

О бережливом производстве бригада кузовников услышала не вчера и не сегодня. По сути, все годы только этим и занимаются, экономя время и материалы. Для выправки металлической части кузова задействуют винтовые домкраты. Струбцины нужны для того, чтобы прижимать листы металла. Тогда и сварка получается качественная. А “щучки” незаменимы там, где не подлезешь, чтобы ухватить край металла и держать его, пока сварщик приваривает...

– Вагоны гофрированные, работать с таким металлом тяжело, – обронил в разговоре Дмитрий Сергеевич. – Так что приходится работать вначале головой и лишь потом – руками. Как-то пришлось ремонтировать вагон-гараж для пожарного поезда. Работа из тех, что мы называем разовой. Пришлось поломать голову, кое-что улучшить в чертежах, поменять один металл на другой. Получилось!

Это как раз такой случай, когда приходится использовать техническое творчество. А когда предстоит работа привычная и в чём-то обыденная: ремонт кузова, котельной, крыши, гарнитуры, слесари обходятся без помощи технологов.

Бригада Дмитрия Кривошеева немногочисленная, в ней, помимо бригадира, всего пять человек – Владимир Шипунов, Иван Антонов, Марат Галимов, Дмитрий Афиногенов и Владимир Багин. Каждого из них в своё время он учил работать так, чтобы не было стыдно за результаты труда. Им уже под 40. Это возраст не мальчика, но мужа. Каждый стал настоящим “профи”. Никому ничего не надо объяснять: послал бригадир и уверен, что сделают всё так, как надо.

У Дмитрия Кривошеева много знаков отличия, как дорожных, так и отраслевых. По итогам работы за прошлый год его признали лучшим по профессии на сети дорог. В отца пошли и оба сына. Старший, Виктор, трудится слесарем в ТЧР Чита, а младший, Дмитрий, работает машинистом грузового движения в ТЧЭ Чита. Так что Кривошеевы – фамилия известная на железной дороге.
Автор: Николай Гоголь