С высоты «Ласточки» Восточно-Сибирский путь

С высоты «Ласточки»

Сергей Горбунов, машинисту электропоезда

Он видел вершины Кавказских гор в Дагестане и из кабины сочинской электрички.

Иркутскому машинисту электропоезда Сергею Горбунову в январе исполнилось 34 года. По мнению социологов, после этого временного рубежа у мужчин начинается пора жизненной зрелости.

– Сергей Александрович, конечно же, достоин того, чтобы именно о нём рассказали читателям дорожной газеты в рубрике «Доска почёта», – напутствовал меня заместитель начальника Восточно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава по кадрам и социальным вопросам Сергей Марач.

– Парень он серьёзный, знающий себе цену и вместе с тем коммуникабельный, – вторил ему машинист-инструктор моторвагонного депо Иркутск-сортировочный Владимир Рымарев. – Думаю, что вы сумеете найти с ним общий язык.

Электричка до Ангарска

Августовский день лениво катился к закату. Набежавшие откуда ни возьмись багряные облака заволокли небо. Стало чуть-чуть прохладней. Для ново-ленинской молодёжи уютный стадиончик тридцатой иркутской школы был в 80-е годы настоящей футбольной Меккой. Играли, сменяя друг друга, дворовые, школьные команды. Иногда тряхнуть стариной приходили солидные мужики из соседних многоэтажек. В перерывах между футбольными баталиями на поле выскакивала малышня. Среди них своеобразной обводкой выделялся юркий крепыш. Звали его Сергей Горбунов. Вот и на этот раз он трижды распечатал ворота, которые защищал его приятель-одногодка Борис Сверлов.

– Серёга, ты чего так рано сегодня домой собрался? – спросил с недоумением Борис. – Поиграли бы ещё...

– Не получится. Завтра рано утром я с родителями еду в Ангарск, школьную форму покупать. Первый класс как-никак. Батя попросил прийти пораньше.

Шёл 1987 год. В те годы многие жители областного центра предпочитали «отовариваться» в городе нефтехимиков.

– Чем наш сын хуже других, – резонно заметила на семейном совете мама первоклассника Галина Павловна.

Этот день запомнился Сергею Горбунову не столько посещением ангарских универмагов и покупкой ладно сшитого костюмчика, сколько первой поездкой в электричке. Пройдут годы, и он сам будет водить пригородные поезда.

В эпоху реформ

Незаметно пролетели школьные годы. Пришли непредсказуемые постперестроечные времена. Многие предприятия закрывались. Найти свой путь, да что там, просто выжить в рыночных условиях было непросто.

– Хочешь устойчиво стоять на ногах, хочешь стабильности и предсказуемости в своей дальнейшей жизни – получай железнодорожную специальность, – аргументированно настоял отец.

Сергей не стал перечить воле Александра Григорьевича. Да и зачем? Как говорят в таких случаях, от добра добра не ищут. Горбунов-старший нашёл своё призвание на железной дороге, трудился электромехаником в Иркутск-пассажирской дистанции сигнализации и связи.

После девяти классов Сергей поступил в иркутское ГПТУ-23. В 1998 году выучился на помощника машиниста электровоза.

Чистое небо Ботлиха

Срочная армейская служба Сергея Горбунова совпала по времени со второй чеченской кампанией. Вначале служил в Приангарье, после их подразделение внутренних войск было переброшено на Северный Кавказ, в дагестанский посёлок Ботлих.

Этот районный центр стал известен всей стране и всему миру, когда местные ополченцы в 1999 году дали отпор террористам Басаева и Хаттаба.

Артиллеристы внутренних войск – надежда и опора штурмовых подразделений. Миномётчик Сергей Горбунов шквальным огнём своего орудия не давал никаких шансов террористам. Защищать землю Дагестана от «духов» ему довелось (правда, в разных взводах) вместе с другом футбольного детства Борисом Сверловым.

Дагестан оставил в памяти Сергея не только суровые хребты, окружающие лощины, вершины гор, одетые в белоснежный наряд, ручьи с хрустально чистой водой, но больше всего – колоритных местных горцев, поразивших его своей мудростью и рассудительностью. Особенно запомнились проникновенные слова одного аксакала: «В горах много тропинок, какую кто выберет: один может вниз прийти, другой – на самую вершину взобраться».

Дорога к дому

Нет ничего милее для сердца человека, чем возвращение после долгой разлуки домой.
Младший сержант Сергей Горбунов свой кавказский экзамен выдержал. Бог его хранил, вернулся в родной Иркутск живой и невредимый.

– Ну что, воин, как дальше жить собираешься? – спросил на второй день после встречи отец. – А что тут думать, пойду в локомотивное депо Иркутск-сортировочный, а там видно будет...

– Документы у вас в порядке, – сказал тогдашний заместитель начальника ТЧ-5 по кадрам и социальным вопросам Алексей Боровиков. – Заявление о приёме на работу я подписал. Идите к заместителю начальника депо по эксплуатации Сергею Геннадьевичу Ермакову, он и определит вас конкретно.

Определили Горбунова в колонну Валерия Гутова. Первым зачётом «на гражданке» стали шесть дублёрских поездок в качестве помощника машиниста электровоза. И он сдал его успешно. Поехал основным. К нему присматривались. В первую очередь наблюдали, как нови-чок ведёт себя в пути следования, и особенно – в нестандартных ситуациях.

Открытость переменам

Кто-то из великих заметил, что жизнь – это перемены. Когда осенью 2001 года в депо был объявлен набор на курсы машинистов электропоезда, Сергей прикинул: «А что, собственно, я теряю, надо попробовать себя в новом качестве».

И попробовал – стал курсантом дорожного центра обучения. Получил права машиниста электропоезда. Но перед тем как в 2006 году стать «капитаном» электрички, несколько лет отъездил помощником. Первым наставником на новом для него поприще стал машинист Андрей Верительников.

Особенно нравилось Сергею водить демиховские электропоезда серии ЭД9МК в режиме «экспресс» (ускоренном) на маршруте Иркутск – Зима – Иркутск. Как говорится, какой же русский не любит быстрой езды...

Неожиданно приятный сюрприз преподнесла ему судьба в апреле 2013 года. Сергей был в очередном отпуске. Благо, что находился в Иркутске, в пределах, так сказать, территориальной досягаемости.

– Ну как, отпускник, отдыхается? – из телефонной трубки послышался голос машиниста-инструктора Владимира Рымарева. – Руководство депо и моторвагонной дирекции решило рекомендовать тебя для поездки в Сочи. Слышал про электропоезд «Ласточка»? Если всё будет хорошо, то водить тебе эту железную птичку на грядущих зимних Олимпийских играх.
Понятно, что от такого предложения не отказываются. И закрутилась-завертелась после этого размеренная жизнь иркутского машиниста пригородного электропоезда Сергея Горбунова. Но то были приятные хлопоты. – Сначала летом 2013 года поехал на трёхнедельную учёбу в Санкт-Петербург (депо «Металлострой»). «Ласточку» там изучали досконально, что называется, до последнего винтика, – вспоминает Сергей Александрович. – Поезд сильно отличается от тех электричек, на которых мне довелось ранее работать: весь компьютеризирован, практически бесшумен, плавный ход, всё намного комфортабельней, управление легче. В салонах вагонов разноцветные удобные сидения, под потолком – электронное табло, показывающее маршрут, время и скорость движения...

В январе 2014 года Горбунов прошёл сочинскую обкатку (пять дублёрских поездок). В Адлере для «Ласточки» возвели специализированное депо. С 26 января ему доверили водить новинку на олимпийских маршрутах. Движение скоростных электричек по новым маршрутам стало возможным благодаря построенной специалистами РЖД совмещённой автомобильной и железной дороге между Адлером и Красной Поляной. Сочинская командировка иркутского машиниста продлилась до 20 марта.

Отшумели баталии Олимпийских и Паралимпийских игр. Всё для Сергея возвратилось к привычному производственному ритму поездок на полигоне Зима – Слюдянка. Но разве может он забыть пленительную красоту заснеженных вершин Кавказских гор на фоне зелени лесов, которой он мог любоваться при подъезде к Адлеру. Не исчезнет из памяти и великолепие Чёрного моря, чистейший горный воздух Красной Поляны...

– Как знать, быть может, когда-нибудь «Лас-точка», этот продукт сотрудничества ОАО «РЖД» и немецкого концерна «Сименс», придёт и к нам в Прибайкалье, – мечтает Сергей Горбунов.
Автор: Борис Ступин