Место подвига – переезд Октябрьская магистраль

Место подвига – переезд

Нина Черепанова, дежурная по переезду Санкт-Петербург-Витебской дистанции пути

Нина Черепанова уверена, что случаи на переезде нужно разбирать на техучёбе.

«Благодаря проявленной бдительности и грамотным действиям Нина Черепанова предотвратила угрозу безопасности движения поездов» – сухие строчки приказа о награждении дежурной по переезду Санкт-Петербург-Витебской дистанции пути. А за ними – история, леденящая кровь.

Нина Николаевна с неохотой начала рассказ: «Как вспомню, так снова ощущаю пережитый страх». В ту мартовскую смену всё шло как обычно. В 23.00 через переезд 39 км у станции Кобралово должен был проследовать очередной пассажирский поезд. Минут за пять до его прохода Черепанова услышала непонятный громкий скрежет.

– Выбежала на переезд: съехавшую с асфальта «Волгу» развернуло на первом главном пути, где должен пройти поезд. Машина днищем села на рельсы, и колёса её беспомощно повисли над щебёнкой, – рассказывает Нина Николаевна.

Помчалась к щитку на стене поста, нажала кнопку заградительной сигнализации, сообщила дежурной по станции и машинисту приближающегося поезда. Бегом возвращаясь к машине, бросила взгляд на светофор: «Слава Богу, горит красный». Возле «Волги» уже суетились два парня. Сначала успокоила их, сказала, что поезд остановится. От них, пьяных, толку было мало. Побежала к водителям автомобилей, остановившихся у переезда: «Ребята, помогите убрать машину». Водители запротестовали: «Это же «Волга», её нашими легковушками с места не сдвинуть!» В это время по второму главному прошёл поезд – тот самый, что должен был пройти по первому. Благодаря тому, что Нина Николаевна незамедлительно сообщила о застрявшей машине, дежурная по станции успела предупредить машиниста поезда и организовать движение по неправильному пути.

– Как только пошли машины, я остановила КамАЗ. К этому времени уже подоспели путейцы, благо их табельная находится неподалёку на станции. Они тросом подцепили «Волгу», и КамАЗ рывком выдернул её с рельсов.

Когда вернулась на пост, посмотрела на часы: было 23.15.

– Мне показалось, что прошла целая вечность. Голова гудела, руки дрожали. Открыла аптечку, успокоительного не нашла. Всю ночь, пропуская следующие поезда, думала, всё ли я сделала правильно...

– Нина Николаевна действовала по инструкции и предотвратила аварийную ситуацию на переезде, не вызвав задержки поездов, – оценил главный инженер дистанции Дмитрий Пуртов.

Когда-то Нина Николаевна жила в Норильске, вместе со старшей дочерью работала в торговле. Десять лет назад переехали в Петербург, поближе к родной сестре Любови.

– Люба 35 лет дежурной по переезду работает. Бывало, соберёмся всей семьёй, Люба начнёт про «железку» рассказывать – какие нервы нужны дежурному, а мы с дочкой её слова всерьёз не воспринимали: дескать, что это за работа? Стой с флажком, да и только! А вот с покупателями сладить – на это точно стальные нервы нужны!

Хотя, конечно, понимала, что лёгкого хлеба не бывает. Пошла сама учиться на дежурного по переезду. Назначили Нину на 49 км – переезд, от которого многие работники открещивались: вокруг дремучий лес и ни одной живой души. И в первую же её самостоятельную ночную смену случилась нештатная ситуация.
Зима, после оттепели подморозило, на асфальте – толстая корка льда.

– До очередной электрички оставалось пять минут, я пошла за хворостом – тогда пункт печкой отапливался. Смотрю: весь переезд перегородила огромная фура. Ноги стали ватными, кровь застучала в висках.
Рванулась к щитку, где включается заградительная сигнализация. Сорвала капроновый шнурок, пломбирующий кнопку включения заграждения, однако дрожащими руками в темноте не смогла нащупать крючок, который блокировал кнопку. Крикнула водителю большегруза, чтобы он посветил фонарём. Глядь, а того и след простыл: от распахнутой настежь кабины водитель по насту убегал в лес.

– Я ему кричу: «Стой, ведь в поезде люди едут!» Снова бросилась к щитку, нажала-таки кнопку и уткнулась в него головой. На светофор глаза поднять не могла, только сквозь слёзы увидела на снегу красные отблески: сигнализация сработала, – вспоминает Нина Николаевна.

Как в тумане услышала: «Электричка остановилась!», – водитель фуры, увидев, что не станет виновником аварии, вернулся из леса. Дальше – всё как во сне. В памяти осталось только, как сама помогала подцеплять трос, как голова кружилась от выхлопных газов большегрузов, которые выдёргивали застрявшую фуру с переезда. Благополучно прошла остановленная электричка.

– Вернулась на пост, посмотрелась в зеркало: глаза ввалились, волосы выбились из-под форменной шапки. Мне показалось, что за эти двадцать минут я постарела лет на двадцать. Утром после смены пошла к начальству: «Дайте мне бумагу, буду заявление писать». Дорожный мастер улыбнулся, похлопал меня по плечу: «Нина, это было твоё боевое крещение». Позже он сказал сестре Любе: «Я горжусь, что такие люди, как Нина, у нас работают». Прошло два дня, я успокоилась и по графику вышла на работу.

Нина Николаевна уверена, что дежурным по переезду одной теории недостаточно.

– Можно после учёбы отработать хоть две недели, хоть пятнадцать лет, однако если ты ни разу не включал заградительную сигнализацию, в нештатной ситуации быстро этого не сделать. Перед тем как отправить человека на самостоятельную смену, нужно научить его мгновенно реагировать, срывать пломбу и убирать блокирующий крючок. Кроме того, дежурный должен уметь успокоить водителей, и даже управляться с животными: бывало, коров и лошадей приходилось с переезда прогонять, – говорит Нина Николаевна.
Пока в план техучёбы такие темы не включены, Нина сама передаёт свои знания ученицам, молоденьким девушкам. Подсказывает, когда лучше при столь напряжённом графике движения поездов – по 50 за ночь – браться за выполнение других обязанностей на переезде: закрутить болты скреплений, скосить траву или убрать снег, покрасить шлагбаумы.

На хрупких женских плечах дежурных по переезду лежит высокая ответственность, ведь спрашивают не с автоматики, а с человека. Нина и её коллеги уверены, что заработная плата в 15 тысяч рублей не соответствует степени ответственности. Это только с виду легко: женщина в оранжевом жилете приветствует поезд свёрнутым жёлтым флажком, а потом возвращается в помещение поста. В реальности переезд – это место, где нужно всегда быть готовым к подвигу.
Автор: Светлана Канаева