«Луч» на вес золота Звезда

«Луч» на вес золота

Владимир Тахманов, электромеханик ЭЧК Коноково

Экономить в большом и малом – один из принципов новатора Владимира Тахманова.

Сегодня основной задачей электромеханика ЭЧК Коноково Владимира Тахманова является внедрение на полигоне СКЖД нового прибора «Луч».

Это устройство собственной разработки и сборки стоит почти в десять раз дешевле, чем используемый по сети дорог переносной измеритель параметров контактного провода «Телекс-2». «Луч» уже работает не только в Коноково, но и в Туапсинской, Лиховской, Махачкалинской, Краснодарской и Минераловодской дистанциях электроснабжения.

Невозможно обязать человека придумать техническое новшество. Люди, которые продвигают технический прогресс, обычно полностью погружены в любимую профессию. Столкнувшись с проблемой, они не оставляют ее до тех пор, пока не найдут пути ее решения. Именно таков Владимир Тахманов.

Окончив Кропоткинское железнодорожное ПТУ №15, он пришел на работу в дорожный электромонтажный поезд №666 на станции Батайск. Здесь он встретил мастера, который, по признанию Тахманова, на всю жизнь остался для него образцом высокого профессионализма, творческого и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей. Это был прораб участка Александр Кодинцев.

Тахманов многое у него перенял – и в профессии, и в личном отношении к делу. Работа была связана с многочисленными командировками, и до службы в армии он успел поучаствовать в монтаже устройств парка стыкования переменного и постоянного тока по станции Дербент (за что был награжден памятным знаком МПС), а также в монтаже контактной сети вторых путей перегонов Высочино – Батайск, Канеловский – Староминская.

Свои первые рационализатор¬ские идеи Владимир реализовал в армии. Его рацпредложения касались совершенствования средств наблюдения за испытаниями ракетного оружия на научно-испытательном полигоне военно-морской базы в Крыму, а также водоснабжения части, с которым в регионе всегда были проблемы. Неудивительно, что по истечении срока службы главному старшине Тахманову предложили остаться в армии. Подумав, он все-таки отказался и вернулся домой, на работу в энергомонтажный поезд.
С 1985 года Владимир Тахманов перешел работать в Кавказскую дистанцию электроснабжения электромонтером. В 1987 году он был избран народным депутатом Кропоткинского горсовета народных депутатов. Вместе в супругой, которая возглавляет в городе общественную организацию, находил время на решение социальных задач. И не в ущерб производственной деятельности: за успехи в работе Владимир был награжден именными часами министра путей сообщения.

В 2002 году, когда Тахманов трудился уже старшим электромехаником, из-за разлива реки Кубань город Кропоткин оказался частично затоплен. Особенно пострадала железнодорожная инфраструктура –
полностью ушел под воду парк Т. станции Кавказская вместе с постом ЭЦ, размыло пути. Фактически своенравная Кубань проложила себе новое русло.

Движение на участке было прервано. В отсутствие находящегося в отпуске начальника ЭЧК Владимира Болтенкова его обязанности исполнял Тахманов. Пришлось обеспечивать электробезопасность и бесперебойное электроснабжение восстановительных работ, ремонтировать и менять оборудование, фактически неделю работать круглосуточно.

За участие в ликвидации последствий стихийного бедствия Владимир Тахманов был награжден грамотой МПС. А уже с октября 2002 года он был назначен на должность начальника района контактной сети станции Кавказская.

Окончив заочно Тихорецкий техникум по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава», Владимир Тахмахов продолжил свою рационализаторскую деятельность, получил благодарность президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина за достижения в труде и проявленную инициативу.

Вскоре Тахманов подготовил себе замену на должность начальника ЭЧК, а сам остался работать электромехаником. Все-таки руководящая должность не давала времени заниматься техническим творчеством. А это он любит больше всего в жизни. Возможно, останься он на руководящем посту, он принес бы меньше пользы Северо-Кавказской магистрали...

Вернемся же к «Телексу». Этот прибор для измерения параметров контактной сети эксплуатируется на предприятии с 2008 года. Пожалуй, Тахманов был единственным на дороге, кто, разобравшись в принципе его действия, использовал в работе весь потенциал этого прибора. Пришел к выводу: очень он полезен, но сложен в обращении. Часто ломается, долго чинится. Не работает в условиях ограниченного освещения. Дорого стоит – более 280 тысяч рублей.

Усовершенствованием устройства Тахманов занимался на практике – на полигоне Туапсинской дистанции электроснабжения. В преддверии Олимпиады там был, как известно, большой фронт работ, в основном ночных. Сначала он установил лазерную указку, которая четко была направлена на объект, что позволяло работать в темноте. Потом совместно с начальником Кавказской дистанции электроснабжения Александром Коробейко решил вместо указки использовать лазерный дальномер. А позже соединил его с видеокамерой.
Однако устройство получилось некомпактным. Тогда на замену бытовому пришел промышленный лазерный дальномер с видоискателем. Его и адаптировали к задачам электромонтеров.

Изготовив первый действующий образец под рабочим названием «Луч», Тахманов безупречно провел измерения параметров контактной сети сразу в нескольких дистанциях электроснабжения накануне комиссионного осмотра начальника дороги.

Прибор, себестоимость которого не превышает 24 тысяч рублей, прост в обращении и обеспечивает достаточную точность и скорость в работе. Не случайно он получил высокую оценку со стороны начальника службы Вячеслава Карпенко и начальника Северо-Кавказской железной дороги Владимира Голоскокова. Прибор совершенствуется, и это, будем надеяться, не последнее изобретение Владимира Тахманова.
Автор: Софья Ширина