Искры в ночи Звезда

Искры в ночи

Сергей Севостьянов и Владимир Гунько

Молодость и опыт предотвратили сход локомотива с двумя вагонами.

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Сальск предотвратила серьезное происшествие, которое могло произойти на станции Сосыка-Ростовская при выполнении маневровых работ во время перестановки вагонов.

Дело было в два часа ночи, вагоны подавали на первый путь к формирующемуся составу. Естественно, локомотивная бригада внимательно смотрела – как локомотив и вагоны заходят на путь.

Помощник машиниста тепловоза Сергей Севостьянов увидел искрение с правой стороны по ходу движения локомотива. Искрило под тележкой. Об этом он сообщил машинисту Владимиру Гунько. Как позже показала расшифровка скоростемерной ленты, скорость локомотива на тот момент составляла 11 километров в час. Машинист мгновенно применил экстренное торможение –  единственно верная реакция для таких случаев. Бригада тут же вышла осмотреть путь и локомотив для того, чтобы выяснить причину происшествия.

– Мы увидели, что колесная пара тепловоза ЧМЭ3т сошла, – рассказывает Владимир Гунько, – остальные колесные пары находились на рельсах в нормальном положении. Я обошел локомотив с другой стороны, чтобы понять причину происшествия. ЧМЭ3т – локомотив с удлиненным баком, там не всегда можно сразу увидеть то, что находится внизу. Внимательно рассмотрев, я понял, что колесный центр в предступичной части оси надломился и соскочил в колею.
Надломившееся колесо не касалось шпал, оно, по сути, висело. Поэтому локомотивная бригада не услышала ранее стука, но успела заметить искрение. Если бы помощник просмотрел это, то нетрудно догадаться, чем бы все это закончилось. По счастью, бригада проявила бдительность, и маневровый локомотив двигался на небольшой скорости.

После произошедшего к локомотиву подбежал составитель поездов, уяснил проблему и связался с дежурной по станции. Локомотивная бригада в свою очередь сообщила инструктору, и тот вместе с руководителем Тихорецкого цеха эксплуатационного локомотивного депо Сальск незамедлительно прибыл на место происшествия. Сборный поезд был отправлен без двух вагонов, а со станции Кущевской в Сосыку для помощи прибыл еще один маневровый локомотив.
Грамотные действия и бдительность машиниста и помощника предотвратили сход локомотива и двух вагонов.
Начальник Тихорецкого цеха эксплуатационного депо Сальск Андрей Концедалов рассказывает:

– В свое время, когда я был машинистом, Владимир Гунько был моим помощником, мы знаем друг друга давно. Человек он трудолюбивый, старательный и очень аккуратный, в работе, как говорят, безотказный. Если что-то срочное нужно сделать, часто обращаются именно к нему, поскольку он – профессионал и вообще надежный человек. И работал всегда на самых сложных участках.

Сергей – совсем молодой парень, он помощником не работает еще и года. Как принято по окончании техникума, Сергей поначалу проходил «обкатку» на станции Тихорецкая, готовился к тому, чтобы стать помощником машиниста. По окончании курсов ему выдали удостоверение. Перед сменой инструкторы в депо в первую очередь обращают внимание именно на молодых помощников и машинистов.
– Нам рассказывают обо всех происшествиях, случившихся на сети, о поступивших телеграммах, обращают внимание на ошибки локомотивных бригад, – рассказывает Сергей Севостьянов. – Особое внимание на инструктаже уделяется безопасности движения и охране труда. Объясняют особенности работы в данной, конкретной смене.

Но большую часть времени с молодым специалистом проводит его непосредственный руководитель и наставник. Машинист Владимир Гунько считает, что главные составляющие успешного обучения молодых специалистов – это практика в области охраны труда и безопасности движения.

– Я постоянно объясняю помощнику, что он должен вернуться домой живым. И обеспечить безопасность для других. Для этого, к примеру, нужно еще раз растолковать молодому специалисту – как устроен локомотив, куда и с какой целью можно «лезть», а куда не следует. В среднем адаптация помощника проходит полгода. Но вот Сергей Севостьянов – способный, он довольно быстро выучился основным правилам.

– Главный инструктаж, который мы проводим, – это все, что связано с охраной труда, – считает Андрей Концедалов. – Вы заметили – сколько у нас молодых в депо? Нам нужно сохранить этим парням здоровье, рассказать о самых опасных местах, о типичных ошибках. Объяснить им, что железная дорога – это зона повышенной опасности с высоким напряжением, высоковольтной камерой, движущимися механическими частями в локомотиве. Когда человек только приходит на железнодорожный транспорт, то даже старенький маневровый локомотив кажется ему поначалу сложным устройством, как какой-нибудь космический корабль, и мы все это понимаем.

То, что в Тихорецком цехе много молодых на самых разных должностях, заметно невооруженным глазом. Очевидно, что в депо ориентируются на молодежь, а профессия железнодорожника и работа машиниста по-прежнему считается в Тихорецке престижной.

– У нас большой коллектив – рассказывает председатель цехкома депо Валентина Чуб. – В нашем цехе 580 человек, почти триста из них – машинисты и их помощники. В последнее время в коллектив приходит молодежь. В этом году мы приняли из Тихорецкого техникума и училища в Кавказской более тридцати ребят помощниками машиниста. Одних «целевиков» пришло восемь человек.

Многие из этих парней уже поездили самостоятельно. Одиннадцать из них в этом году уходят в армию. Но после прохождения службы планируют вернутся в депо. Сход на станции Сосыка-Ростовская удалось предотвратить благодаря тому, что «молодость» проявила бдительность, а «опыт» правильно анализировал ситуацию и действовал.
Автор: Валерий Павлов