Горячие точки мастера Октябрьская магистраль

Горячие точки мастера

Владимир Морозов, Дорожный мастер

Владимир Морозов предотвратил угрозу безопасности движения и тяжёлые последствия неисправности вагона

В эти дни Морозовы живут в радостном ожидании. Готовятся к встрече сына из армии. 23 июня Артём должен вернуться домой, в Новосокольники. Самому Владимиру Васильевичу довелось послужить в горячей точке, в Душанбе в 1991 году. Каждому, кто отправляет в армию детей, понятно: в наше время такие «точки» могут возникнуть в любой момент и где угодно. Как тут не радоваться, когда они возвращаются живыми и невредимыми!

До службы в армии Артём успел окончить ПГУПС – с отличием. Получил грант начальника Октябрьской дороги. Поработал в Тосненской механизированной дистанции пути. Должно быть, туда же и вернётся. Он сознательно выбрал профессию отца-путейца, и дорожный мастер Владимир Морозов может гордиться сыном. Впрочем, обоими сыновьями. Вот-вот приедет и младший Антон из Питера, он уже сдал последний экзамен за первый курс Горного института. Наверное, по этому случаю в воскресенье Владимиру Васильевичу дают выходной.
С апреля его бригада варит стыки на участке Новосокольники – Невель, вернее, обслуживает работу мобильной сварочной машины МСК-1. «Окна» каждый день, за два с половиной месяца было всего два выходных – 1 и 9 мая. «Даже в Пасху и Троицу выходили на путь, – подчёркивают путейцы. – А разве можно работать в божественные праздники?» Что делать, если сегодня производственная необходимость стала законом жизни, и этому закону подчиняются железнодорожники.
Машина только варит, а основная нагрузка приходится на монтёров пути. Это они обрезают, раскрепляют и шлифуют стыки перед проходом МСК. Раньше было не так. Техника сторонней организации нанималась вместе с обслуживающим персоналом, а бригады занимались своим прямым делом – текущим содержанием.
– До 15 июля должны сварить 400 рельсовых стыков, – говорит Владимир Васильевич. – Сделали 316, ещё много остаётся…
В тот день, 7 апреля, они также работали со сварочной машиной на первом главном пути станции Разъезд 451 км, что перед Невелем. Поезда пропускались по боковому, третьему. Очередной грузовой № 3801 следовал через станцию в 12 часов 58 минут. Сварку на время прохождения поезда приостановили, и Владимир Морозов по привычке окинул взглядом прибывающий состав. Издалека заметил дымок, стелющийся за последним вагоном.
– Подумал, что старую траву кто-то поджёг, и успел сказать про себя недоброе слово в адрес поджигателя: нам часто приходится тушить огонь в полосе отвода, – рассказывает Владимир Васильевич. – Когда поезд подошёл ближе, стало ясно видно дымящуюся буксу на хвостовом вагоне. Я набрал на мобильнике номер поездного диспетчера и сообщил, что нужно немедленно остановить состав. Половина вагонов уже выдвинулась на перегон. Осаживать поезд назад было опасно, так что приняли решение о закреплении и отцепке вагона на третьем приёмо-отправочном пути.
Прибывшие на место происшествия руководители вагонного эксплуатационного депо Новосокольники подтвердили, что решение правильное. До замены колёсной пары никакие манёвры с опасным вагоном производить нельзя. Поезд № 3801 вёз автомобильный бензин из Киришей на станцию Нестеров Калининградской дороги. Так что вагон № 57768293 с перегревшейся буксой представлял особую опасность. Ведь в случае схода или аварии бензин мог разлиться и загореться. Благодаря бдительности и оперативности дорожного мастера угроза безопасности была предотвращена. Приказом начальника ОЖД Виктора Степова за предотвращение тяжёлых последствий технической неисправности вагона он награждён именным сертификатом на 15 тыс. рублей. Кроме того, Владимир Морозов представлен к знаку «Почётный работник Октябрьской дороги».
– Ещё в техникуме внушили мысль, что все мы – участники перевозочного процесса, независимо от того, в каком хозяйстве работаем, – говорит Владимир Васильевич. – Бдительность – обязательное для железнодорожника качество. Так что ничего выдающегося тут нет.
Случай на Разъезде 451 км – просто случай. С этим можно согласиться. А вот ежедневный тяжёлый труд по обеспечению беспрепятственного и безопасного движения поездов на участке с 437 по 464 километр направления Новосокольники – Невель можно приравнять к героизму. Ни на одном околотке Новосокольнической дистанции пути не меняют столько остродефектных рельсов, сколько на 13-м, которым руководит Владимир Морозов. Иногда в трёхчасовое «окно» здесь меняют по 10–12 штук. «Самый сложный участок! – подчёркивает старший дорожный мастер Борис Жгун. – Но путь содержится на 10–13 баллов. Околоток Владимира Васильевича постоянно занимает первые места в рейтинге дистанции».
Как это удаётся? На 28 километров – 58 кривых, а самая длинная прямая – 650 метров… Каждую весну в кривых приходится менять канты, то есть переносить нижний, более изношенный рельс на место верхнего, и наоборот. А порой, при сложившемся дефиците материалов, хороший рельс вырезают с прямого участка и переносят в кривой, а на его место кладут изношенный. Так достигается надёжность пути на участке, капитальный ремонт которого производился 26 лет назад.
– По старым меркам пора было бы уже ремонтировать путь, а по новым нормативам межремонтные сроки увеличили до 30-ти. Так что лет пять-семь ещё будем мучиться со старыми рельсами, – констатирует Владимир Васильевич. – Бывает, только приедем с перегона, где поменяли четыре рельса, а тебе уже несут дефектную ведомость. После очередного прохода путеизмерительного вагона обнаружили ещё три. Требования к состоянию материалов верхнего строения пути тоже ужесточились.
Морозов не жалуется, но и не напускает дешёвого оптимизма. Работать стало гораздо тяжелее, чем раньше. При ужесточении требований число работников, которые должны обеспечивать их выполнение, сократилось. Вместо двадцати монтёров пути на околотке теперь десять. Работники надёжные, добросовестные, ответственные. Но не железные. Владимир Васильевич находит слова, чтобы убедить их выйти на работу в выходные, хотя отгулов не предвидится. Но как долго человек может выдержать такое напряжение? Человек, превращённый в средство для достижения финансовых целей.
На дорогу Владимир Морозов пришёл 20 лет назад по совету отца, монтёром пути 2-го разряда. Быстро понял, что это – призвание. Поступил на заочное отделение Великолукского железнодорожного техникума. Потом окончил ещё и Петербургский государственный университет путей сообщения. В монтёрах пути проходил недолго. Сначала назначили бригадиром, потом дорожным мастером. На укрепление самого сложного участка полигона дистанции Владимира Васильевича направили семь лет назад, как в горячую точку. Предполагалось, что временно. А он так и остаётся на этом прорыве. Менять канты в кривых, варить стыки, обеспечивать надёжность остродефектного участка.

Автор: Галина Андреева