Человек и его дело Восточно-Сибирский путь

Человек и его дело

Владимир Пономарёв, наладчик по ремонту путевых и строительных машин

Счастье творчества.

Дали Пономареву вагон и сказали: «Дальше сам колдуй, Владимир Николаевич...»

С наладчиком по ремонту путевых и строительных машин Северобайкальского участка ДПМ Владимиром Пономаревым мы знакомы давно , ещё с тех пор, когда он возглавлял экспериментальную бригаду в локомотивном депо Северобайкальск. И тем приятнее было узнать, что буквально на днях его приняли в когорту избранных – в клуб «РАЦ-100» ВСЖД.

Высокую, осанистую фигуру новатора-рационализатора я вижу издалека: по территории промбазы он катит мне навстречу тележку, в которой размещаются некие габаритные железяки. Поздоровавшись и перехватив мой взгляд, Владимир Николаевич поясняет: это хотя и снятые со списанной техники, но весьма ценные детали, остро необходимые для выполнения очередного срочного задания руководства участка. И задание, мол, не простое, не из цикла «бери больше, кидай дальше», а очень ответственное, требующее солидной технической подготовки – его без соответствующего мозгового штурма не выполнить.
А дело в том, что недавно арсенал вооружения путейцев пополнил новый импортный железнодорожный экскаватор «Гейсмар». Так вот, для мобильности, оперативного перемещения этой мощной землеройной техники в границах Северобайкальской дистанции пути надо придумать и продумать механизм, методику её быстрой погрузки и выгрузки.

Дали Пономареву вагон и сказали: «Дальше сам колдуй, Владимир Николаевич, у тебя искра божия есть в мозгах, руки золотые – сделай так, чтобы по нашему велению и твоему разумению техника эта легко и свободно перемещалась по нашим владениям, аки на ковре-самолёте»…

Задачу эту наш герой решает вкупе с начальником цеха Альхасом Губейдулиным – уже есть определённые наработки, проект готов примерно на 70 процентов. Но, памятуя о народной поговорке про несвоевременный «гоп», он всех секретов не раскрывает.

Несколько лет назад мне довелось побывать на полевых испытаниях по «боевому применению» большого, можно сказать, грандиозного проекта Владимира Пономарева сотоварищи, сулившего настоящую революцию в облегчении тяжёлого труда путейцев.

А придумал он тогда красивую и фантастическую вещь – железнодорожный кусторез, установил его на базе старой дрезины, оснастил длинными металлическими «щупальцами» с дисками-пилами на концах. И после отмашки начальника дороги эта «марсианская конструкция» под управлением машиниста Фёдора Чухломина пошла на приличной скорости косить-крушить лесной подрост, стеной стоявший по обеим сторонам балластной призмы. Специалисты тогда отметили чистую, высокоэффективную работу кустореза – он оставлял за собой лишь свежеспиленные пеньки. Затем поработала эта чудо-машина на некоторых участках тогдашнего Северобайкальского отделения, а со временем её забрали в Иркутск, и сегодня судьба её неизвестна даже автору…
А ещё деповчане-экспериментальщики удивили руководство дороги и весь честной народ: по неизвестно как попавшим к ним старинным чертежам изготовили настоящий ретро-паровоз. В год большого юбилея – 170-летия железных дорог России – он встал на постамент неподалёку от здания локомотивного депо Северобайкальск. И сегодня прадедушка мощных «Витязей» и «Ермаков» является, можно сказать, настоящей визитной карточкой молодого
города железнодорожников.

А другая пономарёвская придумка – угольно-графитовый гребнесмазыватель локомотива – обернулась при внедрении колоссальным, на многие миллионы рублей, экономическим эффектом.

Говоря о своих рацпредложениях (а таковых – больше сотни!), Владимир Николаевич отмечает, что иные технические решения рождались мгновенно, как бы по наводке из космоса, в виде неких вспышек-озарений, а другие созревали
в течение нескольких недель, а то и месяцев.

Ещё больше времени требуется на то, чтобы они, по образному выражению моего собеседника, обросли шерстью, – скажем, надо продумать технологию изготовления отдельных узлов и деталей, варианты максимально эффективного их применения на производстве.

– Исполнительный, ответственный, думающий специалист, настоящий профессионал в своём деле, – так отзывается о своём подчинённом начальник Северобайкальского участка ДПМ Алексей Адонин.

Бывший коллега, слесарь механосборочных работ 6-го разряда ТЧЭ-12, ныне пенсионер Юрий Бочаров добавляет:

– Владимир – технически грамотный человек, упорный в достижении цели, он не пасует перед трудностями, а главное, что он надёжный друг и товарищ…
Босоногое детство нашего героя прошло на казахской земле – он уроженец Новой Бухтармы. Название посёлка в переводе означает «катящиеся камни» – он стоит на берегу бурной горной реки, бегущей с отрогов Алтая и впадающей в Иртыш.

После окончания школы Владимир трудился на одноимённой железнодорожной станции осмотрщиком-ремонтником вагонов, затем выучился на электромонтёра.

Со временем он женился, пошли дети, семья обзавелась добротным коттеджем, купили машину. И казалось, будто ничто уже не сможет нарушить устоявшийся, размеренный быт. Но однажды по приглашению родственника Владимир побывал в отпуске в наших северных краях. Притяжение Байкала оказалось столь мощным, что он по прибытии домой заявил своей супруге Людмиле Борисовне: ты как хочешь, а я поеду жить в Северобайкальск…

Ни увещевания родни, ни слёзы благоверной не возымели действия, глава семьи был непреклонен: или собирайтесь в дальнюю дорогу, или оставайтесь.

Ну что было делать: собрались домочадцы, поехали за ним «на край земли». С тех пор, с 1993 года, север Байкала стал второй родиной семьи Пономаревых.

Электромонтёр, мастер электроцеха, бригадир экспериментального цеха ТЧ-12 – такими были ступени трудовой биографии Владимира в Северобайкальске. С 2009 года по сей день он трудится наладчиком по ремонту путевых и строительных машин Северобайкальского участка ДПМ.

По стопам отца пошла старшая дочь Екатерина – она работает техником-замерщиком в локомотивном депо Северобайкальск. Сын Николай отслужил 10 лет в армии, был начмедом воинской части, сейчас работает старшим фельдшером скорой помощи. Младший, Павел, проживает в Новосибирске, работает сварщиком.

Свободное от работы время Владимир Николаевич сейчас посвящает своему новому хобби – художественной ковке. Он уже облагородил металлической вязью в стиле русского фольклора перила крыльца своего зареченского дома и наметил ещё ряд работ на подворье.

– Получилось красиво и оригинально, – отмечает его жена Людмила Борисовна и со вздохом добавляет: – Правда, дорого. Металл-то нынче вон в какой цене…

Супругам Пономаревым не дают скучать пятеро внуков. Те, что постарше, уже потихоньку перенимают секреты дедова мастерства в разных ремёслах. Так, 13-летний Борис уже сам может любого научить, как обшивать дом виниловым сайдингом и какие правила нужно соблюсти при закреплении саморезами первой, стартовой планки.

А уж что касается рыбалки – любимого увлечения Владимира Николаевича, – то она у всей семьи в безусловном приоритете. Под неё «заточены» внедорожник «Нива-Шевроле», вместительная пластиковая лодка, изготовленная своими руками, мощный лодочный мотор «Сузуки» и полный комплект рыболовных снастей.

– Все печали и тревоги уходят прочь на берегу живописного Кичерского озера, – улыбается мой собеседник. – И вместе с волнами накатывают покой и умиротворение. Особенно острыми бывают ощущения после удачного технического решения мучившей тебя долгое время производственной проблемы. Я бы назвал это состоянием полного, абсолютного счастья…
Автор: Сергей Ринчинов