Спасла станцию и поселок Звезда

Спасла станцию и поселок

Лариса Павленко, оператор станционного технологического центра по обработке поездной информации и перевозочных документов

Времени для раздумий не было – надо было действовать.


Оператор станционного технологического центра по обработке поездной информации и перевозочных документов станции Локомотивстрой Лариса Павленко предотвратила возможную аварию на станции, которая могла произойти из-за возгорания одной из цистерн с топочным мазутом в грузовом поезде.

Из скупой служебной записки, в которой описывается этот случай, значится следующее: «20 мая 2014 года около 12 часов ночи на станции Локомотивстрой был остановлен поезд №2682 в связи с поступившей информацией о наличии открытого огня под кузовом цистерны, загруженной топочным мазутом.

По распоряжению дежурной по станции оператор СТЦ Лариса Павленко и сменный вагонник отправились на место, где обнаружили, что на раме вагона горит пакет с ветошью. Павленко с помощью средств пожаротушения устранила очаг возгорания под котлом цистерны и тем самым предотвратила возможное ЧП».
Локомотивстрой – станция 3-го класса. Там есть несколько путей, административное здание самой станции и пригородный вокзал, переходной мост для пассажиров.

Станция расположена в густонаселенной промышленной зоне города Новочеркасска, рядом с ней жилые поселки Молодежный и Октябрьский, до домов примерно 70-150 метров. С опасными грузами не работает, а потому и не ограждена.

К тому же Локомотивстрой находится на главном ходу. Интервал движения между поездами, следующими через нее, составляет 5 минут. Пропускают составы не только по главным путям, но и по боковым. К тому же станция обрабатывает подъездные пути НЭВЗа, электродного завода, других промышленных предприятий.

Горящая цистерна могла спровоцировать сильный взрыв, что привело бы к тяжелым послед¬ствиям. Этого не произошло благодаря бдительности, профессионализму и умелым дейст¬виям железнодорожников, их смелости, сплоченности и умению действовать в нестандартной ситуации. В ответственный момент вступила в действие вся, годами отрабатываемая система обеспечения безопасности движения поездов.

Первой проявила бдительность, увидев пламя в проходящем составе, дежурная по переезду станции Персиановка, при встрече поезда на ходу. Она и сообщила об этом поездному диспетчеру.

Дежурная по станции Локомотивстрой Рамиля Лошакова, дежурившая в ту ночь, вспоминает, что после того, как был получен сигнал о возгорании вагона в поезде, который должен был пройти станцию на ходу, она приняла все меры к его остановке.

– Это был состав, в котором находились 63 цистерны с топочным мазутом и другими грузами в полувагонах и крытых. Горящий оказался в середине состава и остановился как раз напротив административного здания станции, – говорит Рамиля Лошакова.

По ее команде оператор СТЦ отправилась тушить цистерну. К ней присоединился и осмотрщик вагонов ПТО Каменоломни Сергей Ковригин, который до этого обслуживал поезд на площадке НЭВЗа. Это довольно далеко от места, где был горящий вагон, но Сергей быстро сориентировался и прибежал на станцию по распоряжению дежурной.

– Обнаружив открытый огонь под цистерной, который выбивался из лежащих под котлом вагона пакета и коробок с ветошью, я сразу бросилась на станцию за огнетушителем, после чего были приняты все меры к ликвидации возгорания, – вспоминает Лариса Павленко.

Она рассказала, что, когда тушила пламя, об опасности в тот момент не думала. Только потом осознала, чем это могло грозить. Если бы не было возгорания, то трогать эти предметы никто бы не стал. Это запрещено инструкцией, так как там может находиться взрывное устройство, и прежде обследовать предмет должны специалисты. Но когда под цистерной горело, причем огонь все усиливался, выбора не было. Нужно было действовать и спасать положение, а о том, что может случиться, в тот момент не думалось.

– Потом, при осмотре того, что осталось от пакета и коробок, кроме ветоши, был обнаружен баллончик с освежителем воздуха. Кто и с какой целью их туда положил, можно только догадываться. Хотя, если кто-то планировал поджог, сделал все довольно неумело. Но если бы вагон взорвался, то мог бы взлететь на воздух весь состав. Пострадали бы станция, поселок, люди, инфраструктура. Последствия могли быть такими, что, как говорится, мало бы никому не показалось.

Работники станции не припомнят, чтобы у них раньше случалось что-то подобное. Вагоны здесь отцепляли обычно тогда, когда они угрожали безопасности движения, но неисправности были обычными. А опасные грузы по технологии сюда вообще для работы не поступают.

– Лариса Павленко – ответ¬ственный специалист, хорошо делает свою работу, знает нормативно-техническую документацию. В коллективе она пользуется заслуженным авторитетом, – так характеризует ее начальник станции Локомотивстрой Константин Асланов.

Он рассказывает, что Павленко работает на станции 7 лет. По совместительству она выполняет обязанности оператора при дежурной по станции. В ее обязанности входит переработка перевозочных документов. Она встречает поезда, анализирует информацию, сверяет документацию, ведет настольные журналы, работает с диспетчерами и соседними станциями.

При заходе поезда на станцию оператор с натурным листом выходит в парк и проверяет состав на расположение вагонов в поезде: все должно быть в соответствии с документом.

На станции также формируют поезда. Перед тем, как их отправить, оператор в парке переписывает состав, сверяет, чтобы все было правильно, вводит все данные в систему.

Лариса Павленко живет в Шахтах. На работу и с работы добирается на электричке. Выросла в семье железнодорожников, а потому пошла по стопам старших. На дороге, в локомотивном и вагонном хозяйстве, работают все ее родственники. Это отец, дядя, братья.

Быть ответственной ее приучали с самого детства. Очевидно, тогда же она выработала у себя бдительный подход.

– Единая смена, в которой работает Павленко, всегда проявляла себя с положительной стороны по отношению к работе, при выполнении своих должностных обязанностей, – считает начальник станции. – Коллектив смены сплоченный. У него установились хорошие отношения, присутствует взаимное уважение.

В смене 6 человек. Тут опытные дежурный, оператор и приемосдатчик. Поэтому, принимая на работу составителей поездов, начальник станции старается направлять новичков на практику в эту смену.
Автор: Александр Панченко