На передовой обучения Московский железнодорожник

На передовой обучения

Виктор Курашкин, машинист-инструктор по техническому обучению локомотивного депо

Виктор Курашкин награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».

В эксплуатационном локомотивном депо Рыбное-Сортировочное трудятся более 600 работников локомотивных бригад, занятых в грузовых перевозках, и весомый вклад в повышение их профессиональной подготовки вносит машинист-инструктор по техническому обучению Виктор Курашкин. В том, что занятия в техкабинете депо проводятся на высоком уровне, согласно разработанной годовой программе, месячным планам и дают хорошую отдачу, большая его заслуга – грамотного специалиста с 20-летним опытом работы машинистом и 10-летним – машинистом-инструктором.

– Виктор Дмитриевич воспитал у нас не одно поколение машинистов, – с уважением отзывается о Курашкине начальник эксплуатационного локомотивного депо Рыбное-Сортировочное Александр Костиков. – Я тоже начинал работать в его колонне, и многим ему обязан. По отношению к локомотивным бригадам он требователен, строг, но справедлив, его профессиональные и человеческие качества удачно сочетаются и востребованы особенно в должности машиниста-инструктора по техническому обучению.

В этой должности Виктор Дмитриевич работает с 2006 года и передаёт свои знания и опыт уже не одной колонне, которую возглавлял ранее, а всем локомотивным бригадам депо. Мы встретились с ним в техкабинете в конце рабочего дня, когда занятия уже закончились, и он с удовлетворением продемонстрировал оснащённые на современном уровне просторные учебные классы, преобразившиеся после ремонта. Здесь есть всё необходимое: действующие с помощью электропривода схемы электровозов ВЛ10, ВЛ10к и ВЛ11 различных модификаций, которые обслуживают рыбновские бригады, множество плакатов и стендов для изучения конструкций локомотивов, проекторы, 10 компьютеров для обучения, тестирования и многое другое.

– Технический прогресс шагнул далеко вперёд за последнее время и повлиял на процесс обучения, – говорит Виктор Дмитриевич. – Как известно, для локомотивных бригад важное значение имеет самоподготовка, при этом уже два года они пользуются системой дистанционного обучения – СДО, по которой могут дополнительно заниматься по интранету в учебном классе и по интернету –
дома, не ограничивая себя во времени. Конечно, это не освобождает их от плановых занятий, но приносит хороший эффект.

Однако всё же никакие новейшие технические средства не могут заменить живого общения. По словам Анны Менглибаевой, заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам, Виктор Курашкин отлично знает своё дело и, передавая знания и опыт, объясняет все темы в доступной форме, образно. В коллективе его уважают, стараются не подвести. И его трудовые заслуги оценены по достоинству: ему присвоено звание «Лучший руководитель среднего звена на Московской железной дороге за 2008 год», а в текущем году он награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».

– В пути следования локомотивная бригада должна быть готова ко всему, к любой нештатной ситуации, и это во многом зависит от уровня техучёбы, – говорит Виктор Дмитриевич. – Тормозной путь у грузового поезда немалый, а ночью, когда прожектор освещает путь на 200 м, а вокруг темнота и пустота, нужно быть особенно бдительным. Для обеспечения безопасности бригадам необходимо знать многое, чтобы уметь выявлять неисправности, в том числе в путевом хозяйстве, в вагонах проходящих поездов. С этой целью они занимаются на учебном полигоне эксплуатационного вагонного депо Рязань. В технических занятиях нашего депо принимают участие представители смежных предприятий.
Виктор Дмитриевич убеждён, что любая тема усвоится гораздо лучше, если во время обучения приводятся примеры из жизни: нужно учиться на ошибках и нарушениях других, чтобы не допускать подобное. При этом не считает зазорным поделиться и случаями из своей ранней практики. Вот и в нашем разговоре он привёл такой поучительный пример, когда, работая машинистом, он однажды по невнимательности при смене локомотивов оставил поездные документы на груз, а потом, после выяснения, они были возвращены со станции Потьма Куйбышевской дороги.

Чтобы осуществить свою мечту стать машинистом, Виктор Курашкин в 1981 году начинал работать в локомотивном депо Рыбное в должности слесаря по осмотру и ремонту локомотивов. Первый рабочий день запомнился ему на всю жизнь: знакомство с передовым депо, которое в то время возглавлял видный учёный-практик, доктор технических наук Владимир Трофимович Стрельников, было впечатляющим. А в бригаду слесарей, где все трудились на совесть, он пришёл уже подготовленным: до этого служба в пограничных войсках на Дальнем Востоке закалила его характер, выработала такие качества, как дисциплина, ответственность. Там же познакомился с железнодорожниками, которые с восторгом рассказывали о своей работе. И хотя детство и юность у Виктора Курашкина прошли в посёлке Кораблино, где расположена станция с таким же названием, именно встречи во время службы повлияли на его выбор профессии.

– Поработав слесарем и помощником машиниста, после окончания курсов и сдачи экзамена я был назначен машинистом, и тот день, 24 августа 1984 года, я считаю особенным в своей жизни, сбылась моя мечта, – вспоминает Виктор Дмитриевич.

За правым крылом локомотива Курашкин водил поезда в течение 20 лет, и ему очень нравилась работа, связанная с романтикой дорог. Повышая свой уровень знаний, занимаясь самоподготовкой, он в кратчайшие сроки, допустимые по нормативу, стал машинистом первого класса, добивался отличных результатов по экономии электроэнергии на тягу поездов, соблюдению технической скорости в пути следования. Успешно освоил все плечи обслуживания – участки от Рыбного до Бекасово, Перово, Узуново, Орехово-Зуево и другие, знал их досконально. А во второй половине 80-х годов прошлого века в числе первых рыбновских локомотивных бригад начал водить длинносоставные грузовые поезда с двумя электровозами – в голове и хвосте поезда. В то время это было поистине революционное новшество.

С большой благодарностью Виктор Дмитриевич отзывается о своих наставниках – бывших машинистах Александре Алексеевиче Коростылёве и Анатолии Евгеньевиче Андрианове, которые обучили его практическим навыкам вождения составов, с особой требовательностью относились к знаниям конструкции локомотива, чтобы при самостоятельной работе не допускать браков и отказов технических средств.

А потом, спустя годы, Курашкин сам успешно стал учить тому же своих подопечных, которыми теперь может гордиться. В их числе начальник ТЧЭ Рыбное-Сортировочное Александр Костиков, заместитель начальника этого депо Алексей Новиков, машинист первого класса Александр Гришин и многие другие. А машинист его колонны Дмитрий Костенко в этом году внёс уникальное рацпредложение, которое позволит производить оперативный ввод замечаний машинистов в пути следования на планшет, что ускорит работу с книгой замечаний, передачу данных. Эта идея, направленная на усиление безопасности движения поездов, одобрена руководством Московской дороги, Московской дирекции тяги и находится в стадии разработки.
Автор: Татьяна Глыва