На московских манёврах Октябрьская магистраль

На московских манёврах

Василий Царьков, машинист

Машинист тепловоза Василий Царьков предотвратил серьёзное ЧП.

28 апреля 2014 года Василий Царьков, как обычно, производил манёвры на станции Москва-пассажирская. Формирование пассажирских поездов – для него работа привычная. Как и её на-пряжённость, обусловленная интенсивностью столичных перевозок.

Внезапно его внимание привлёк участок пути, где рельсы и шпалы буквально провалились в зем-лю. Как потом напишут в ходатайстве о его поощрении, он «обнаружил просадку пути 23 тупика с выявлением критических участков сравнивания грунта с головкой рельсов». Увиденное Василий Аркадьевич, как всегда, отразил в книге замечаний. И немедленно сообщил о случившемся ма-невровому диспетчеру. Сразу после обследования пути движение по нему было прекращено.

Сколько выявленных неисправностей на его счету, разве кто считал!? Но замечание замечанию – рознь. И таких серьёзных, как на этот раз, у него ещё не было. Не заметь машинист аварийного участка, мог произойти сход подвижного состава с самыми непредсказуемыми последствиями.

Руководство эксплуатационного локомотивного депо Московское сообщило о бдительности Царькова выше по инстанции. И Октябрьская дирекция тяги ходатайствовала перед руководством ОЖД о его единовременном поощрении из средств лимита начальника дороги по фонду оплаты труда машинистов локомотивов, наиболее активно работающих с книгой замечаний и выявляю-щих случаи угрозы безопасности движения. Василий Аркадьевич получил сертификат на 30 тысяч рублей.

Но говорить о происшедшем категорически отказывается. А записи в книге замечаний считает своей обязанностью. С трудом удалось выпытать у него, что однажды, ещё в бытность работы в Муроме, он был поощрён за бдительность – цветным телевизором. В те годы это был очень цен-ный подарок, и награждали им только по серьёзным поводам.

Многословным Василия Аркадьевича никак не назовёшь, но мало-помалу разговорились. Оказа-лось, что он не первый и не единственный в семье железнодорожник. Мать в своё время работа-ла в железнодорожной больнице медицинской сестрой. Его жена трудится в ремонтном депо крановщицей. Сам Василий Царьков, закончив дорожную техническую школу в Муроме, в 1985 году пришёл на Горьковскую железную дорогу, где проработал немало лет. Сначала – помощни-ком машиниста, потом – машинистом в грузовом движении.

А потом так сложилась жизнь, что он в числе других машинистов из Мурома в 2008 году пере-брался в Москву. То есть, работает он теперь в столице, а живёт где и жил – за 300 километров, в четырёх часах езды. «В доме отдыха переночевал – и домой, – негромко говорит Василий Аркадь-евич. – Работа графиковая – всё расписано. Деньги нормальные платят».

Но дело, конечно, не только в этом. За скупыми словами и внешним спокойствием машиниста – его гордость за свою профессию, за дело, которому он служит с восемнадцати лет. Только за вре-мя нашего короткого разговора, моему собеседнику несколько раз звонили: «Ну, ты скоро? При-ходи быстрей! «Сапсан» можем задержать!»

С такими аргументами не поспоришь. Нельзя человека больше задерживать. А так много ещё хо-телось спросить...

На помощь пришёл машинист-инструктор маневровой колонны Михаил Хотеев. Рассказывая о Царькове, он улыбался, и в голосе его звучали тёплые, почти отеческие нотки, хотя по возрасту он младше своего подчинённого.

– Из Мурома у нас много ребят. И знаете, когда приходит новый человек, сразу видно – поедет он или не поедет, – делится Михаил Владимирович. – А Царьков очень ответственный. Несколько раз подумает – только потом сделает. Его можно не контролировать. Маневровые диспетчеры его очень хвалят: за два года ни одного нарушения регламента переговоров! Говорит чётко, в эфире его слышно, чего нельзя сказать о многих других...

Заметим, что до недавнего времени выполнение регламента переговоров в радиоэфире здесь было настоящей проблемой – все были на одной волне. Теперь в южной горловине 2-го парка и на перронах – одна радиоволна, в 4-ом парке и северной горловине 2-го парка – вторая.

– Василий Аркадьевич – один из тех, в ком я абсолютно уверен, – продолжает машинист-инструктор. – Он хорошо знает конструкцию тепловоза, может в пути самостоятельно устранить неисправность. Главное, чтобы люди, связанные с движением поездов, заступали на смену отдох-нувшими. Василий Царьков всегда приходит подготовленным – значит, дома у него всё нормаль-но, атмосфера благоприятная. Это очень важно так же, как и условия, созданные на рабочих мес-тах. ТЭМ18Д, на которых работают наши люди, – это новые маневровые локомотивы, где удобные кресла с регулировкой положения спины, вентиляторы. В депо – своя столовая, где кроме наших работников питаются вагонники, движенцы, строители. Хороший дом отдыха локомотивных бри-гад...

Добавим, что есть в эксплуатационном локомотивном депо Московское нечто, не менее важное, чем нормальные условия для труда и отдыха. Это – продуманная и действенная система мотива-ции. Если в книге замечаний машинист за месяц сделал свыше десяти существенных записей, ему выплачивается приличная денежная сумма. Люди премируются ко Дню железнодорожника. Луч-шие работники поощряются руководством Октябрьской дирекции тяги, начальником дороги. В маневровой колонне, где трудится Василий Царьков, анализируется вклад каждого, и в конце года отработавшие безаварийно получают солидные премии. Вероятно, в их числе будет и Василий Аркадьевич. На что потратить деньги? Такого вопроса у семейного человека нет – всегда найдётся неотложная статья расхода. А, может быть, что-нибудь купит своему восьмилетнему сыну. Кто знает, кем станет он, когда вырастет? Пойдёт по стопам родителей или выберет совсем другую профессию? Но очень верится, что будет он порядочным и скромным человеком, как отец. И ко-гда-нибудь про него скажут: «Андрей Царьков – абсолютно надёжный работник, специалист выс-шей пробы».
Автор: Елена Ануфриева