Критическая норма Московский железнодорожник

Критическая норма

Игорь Зинин, машинист 1 класса эксплуатационного локомотивного депо

Главным в работе машиниста Игорь Зинин считает ответственность и дисциплинированность, хотя не будет лишней и капелька удачи.

В кабинете Владимира Большакова, начальника эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича, висит картина. На ней с высоты птичьего полёта запечатлено это предприятие. Вот веерное депо. Водокачка, чей силуэт давно вписался в перспективу Москвы. Электричка. Паровоз, застывший на вечной стоянке.

– А ведь эта картина написана примерно в то время, когда я вступал в должность машиниста, – заметил машинист депо имени Ильича Игорь Зинин. – Знаете, почему? Паровоз поставили на вечную стоянку в 1983 году. Хорошо помню, что он пришёл своим ходом из Орши с базы запаса. Серия – П36. Между собой машинисты называли его «Победой».

Игорь Анатольевич вспоминает, как однажды он, молодой и горячий, сказал кадровому машинисту Владимиру Максимовичу Борисову, что от Москвы до Вязьмы поезд прошёл за три часа.

– На это Максимыч, почесав в затылке, ответил мне так: «Да мы на «Победе» за 3.10 это расстояние проходили».

Припомнил Зинин и более свежий пример – когда он увидел на месте стоянки паровоза машиниста, Героя Социалистического Труда Сергея Яцкова:

– По его лицу текли слёзы. Наверно, он пришёл прощаться с депо. Ведь вскоре Сергея Егоровича не стало.

На некоторое время мой собеседник задумался. Но вот прошлое отпустило, и он заговорил о своём коньке – современных локомотивах и технологиях вождения, за освоение которых был поощрён начальником МЖД, а недавно и начальником Московской дирекции тяги.

Начнём с локомотивов. За последние годы им обкатаны две серии – ЭП10 и ЭП20. Если первые, по мнению Зинина, были ещё сырые, то вторые, доработанные на основе замечаний локомотивных бригад, – просто мечта.

– Приёмистая машина, – переходит к сравнениям Зинин. – Это как автомобиль на инжекторе. Разгон более быстрый и плавный. Это важно при вхождении в график. А ещё – для сокращения времени в пути. К тому же, имея большую мощность, асинхронный двигатель более компактен, менее подвержен боксованию. Локомотив с ним, как мы говорим, – машина с интеллектом.

Игорь Зинин вспоминает, как в мае нынешнего года он вёз в Минск и обратно делегацию МЖД во главе с начальником дороги Владимиром Молдавером.

– Возвращались по нитке спецпоезда. 760 км – за семь часов 11 минут. У асинхронного двигателя – отличный ресурс.

Здесь важно отметить, что Зинин вёл состав от Орши до Москвы. А это – большая часть пути – 538 км. Сегодня технология, предложенная несколько лет назад именно им, стала привычной. А когда он задумал совершить «переворот», нашлись скептики в родном депо. Выступая на рабочих собраниях, в том числе и с участием в них руководства, он слышал за спиной шепоток: «Дураки, надорвётесь по дороге, не доедете».

В итоге новшество опробовали на участке Брянск – Москва. Конечно, тогда автору идеи было обидно. Но сегодня Зинин рассуждает, что это и к лучшему: опробовали в пределах МЖД, а уж затем перешли границы не то что дороги – государства. А на примере вышеназванных скептиков стало ясно, что здоровье можно потерять, не выезжая за пределы депо. Придуманная же новация – нужная, особенно в условиях, когда время – деньги.

Агитируя коллег последовать его примеру, Игорь Анатольевич приводил и такой аргумент: при меньшем количестве поездок, сделанных за месяц, зарплата оказывается выше. Верили не все.

– Был у нас один машинист, между собой мы звали его Плакса, – вспоминает Зинин. – Когда мне впервые выдали зарплату по итогам работы на плече Москва – Орша, он стоял рядом, и не вытерпев, спросил: «Это что, за месяц?» И тут же выразил желание вступить в наши ряды.

В Вязьме, где происходит смена тока, локомотивные бригады депо имени Ильича быстро переходят с одного электровоза на другой. На языке локомотивщиков это называется – поездка с перепрыгом. А с асинхронным двигателем перепрыг уже не понадобится.

– С нетерпением ждём, когда ЭП20 в депо будет больше, – говорит Игорь Анатольевич и нетерпеливо приглашает меня познакомиться с локомотивом.

Просторный сквозной проход через машинное отделение из одной кабины в другую, обилие электроники, удобные рабочие места машиниста и помощника, бытовые удобства. Предусмотрен даже поворот зеркал за окном кабины простым нажатием кнопки.

– Теперь плечо в полтыщи км освоить гораздо проще, – уверен Зинин.

Перешагнув 50-летний рубеж, Игорь Анатольевич по-хорошему завидует молодым коллегам. Прежде всего потому, что они трудятся на современной технике.

– Только относиться к ней надо так, как хочешь, чтобы машина относилась к тебе. А ещё молодым надо быть любопытными, ответственными и в меру удачливыми, – считает Игорь Анатольевич.

За свою трудовую жизнь потомственный машинист Игорь Зинин не раз был отмечен руководством различного уровня. Самой же главной наградой считает присвоение ему звания лучшего по профессии на сети железных дорог. Как в воду смотрел его наставник, машинист Иван Фёдорович Новицкий, давая в своё время Игорю путёвку в профессию.

– Батька как поступал? – вспоминает Зинин. – В первые же недели давал начинающему машинисту состав с критической нормой 4,5 тыс. т, садился в кабину на место помощника и в пути наблюдал за действиями подопечного. И я прошёл экзамен критической нормой, перейдя в скором времени по рекомендации Ивана Фёдоровича в пассажирское движение.

Собственно, вся профессиональная деятельность Игоря Зинина прошла под знаком этой самой нормы. Потому и не было у него провалов, сбоев, огрехов. Было и есть другое: всегда выполнять свой долг, как того требует его совесть.
Автор: Вера Чубарова