Главное – не допустить ЧП Октябрьская магистраль

Главное – не допустить ЧП

Руслан Никольский, составитель поездов

Руслан Никольский ассоциирует профессиональное мастерство с добросовестной работой.

Многочисленный список награждённых знаком «За безопасность движения» недавно пополнился ещё одним именем – составителя поездов станции Волховстрой-II Октябрьской дороги Руслана Никольского. Этот факт показался интересным. Ведь обычно таким знаком поощряют вагонников и путейцев, которые напрямую связаны с обеспечением надёжности перевозок. За какие заслуги он вручён составителю поездов?

Сам Руслан считает, что ничего неординарного не совершил, и неохотно рассказывает, за что получил эту почётную награду. Но я уже в общих чертах знал от его коллег, что произошло. В тот февральский день Руслан выполнял маневровую работу по перестановке вагонов с одного пути на другой на станции Волховстрой-II. Осмотрщик вагонов Андрей Грачёв производил опробование тормозов.

Процесс, отработанный за много лет до автоматизма, шёл своим чередом. Как вдруг рабочие заметили на соседнем пути лежащий на рельсах борт, который, по всей видимости, оторвался от платформы у проходившего здесь недавно грузового поезда.

В общем-то, они могли просто сообщить о нештатной ситуации дежурному по станции, чтобы были приняты срочные меры, и успокоиться: поступили по инструкции. Но буквально через каких-то пару минут здесь должен был пройти очередной поезд. Уже загорелся разрешающий зелёный сигнал, а значит, промедление было чревато очень серьёзными последствиями, вплоть до схода подвижного состава. Поэтому, долго не раздумывая, приятели вдвоём вытащили борт платформы из колеи. Успели! А ведь весит он немало – килограммов 70, а то и больше. Дежурному по станции доложили об инциденте только тогда, когда путь снова стал свободен.

– Вот и всё! – смущается Руслан. – Не могли же мы пройти мимо либо ждать, когда при-шлют людей на расчистку пути. Любой железнодорожник на нашем месте поступил бы так же.

Теоретически в этих рассуждениях всё верно. Однако у начальника станции Волховстрой-II Дмитрия Белова иное мнение. Он считает, что поступок Никольского и Грачёва – яркий пример сознательности и ответственности.

– Во-первых, борт платформы лежал в кривом участке пути в зоне плохой видимости. И уже одно то, что его заметили, свидетельствует о многом. Во-вторых, они не стали «дожидаться у моря погоды», переложив ответственность на других, а сами всё сделали. И в-третьих, по данному участку ходят поезда в Петрозаводск и Санкт-Петербург, в том числе пассажирские. И в этом случае бдительность и решительные действия железнодорожников нельзя недооценивать, – говорит Дмитрий Викторович.

Руслан откровенно признаётся, что вскоре совсем позабыл о случившемся: что, мол, в этом особенного? Но, оказывается, не забыло вагонное и станционное начальство. На имя вышестоящего руководства поступили соответствующие рапорты о произошедшем ЧП. И рабочих поощрили за своевременные и грамотные действия в чрезвычайной ситуации. В частности, Руслану Никольскому вручили знак «За безопасность движения» и 25 тысяч рублей премии. Вот так награда на-шла своего героя!

– Деньги уже потратили? – спрашиваю у Руслана.

– Да нет, коплю на автомобиль. Ещё немного осталось, – улыбается мой собеседник.

Наша с ним беседа проходила в здании Волховстроевского территориального управления, куда он приехал, отдохнув после ночной смены. Узнав, что их работником заинтересовалась отраслевая пресса, руководство территориального центра организации работы железнодорожных станций выделило отдельный кабинет. На погрузочно-разгрузочной станции 3-го класса Волховст-рой-II, расположенной на главном грузовом ходу Октябрьской дороги, обрабатывают вагоны главным образом ООО «Метахим». В задачу составителя входят закрепление подвижного состава, чтобы не было его самопроизвольного движения во время осмотра, контроль сцепки вагонов во избежание их расцепления в пути следования и многие другие функции. По словам начальника станции Д.В. Белова, Руслан Никольский трудится без нарушений требований как безопасности движения, так и охраны труда.

Когда на мой вопрос Руслан ответил, что на дороге работает 22 года, я не поверил своим глазам. На вид ему от силы лет 25–27. Уж не разыгрывает? Но нет!

– Многие при знакомстве не верят. Выгляжу я, действительно, намного моложе. Хотя мне 42 года.

– А в чём секрет? Поделитесь!

– Просто всегда надо иметь позитивный настрой. Во-первых, я работаю в прекрасном коллективе и умею хорошо делать своё дело. Во-вторых, мы дружно живём с женой более 15 лет, взяли участок, строим дом. Ну и большую роль играет, конечно, спорт. Я всегда чем-нибудь занимаюсь: гимнастикой, борьбой, люблю погонять мяч в футбол...

После многочасового общения с Русланом и его коллегами я, как мне кажется, стал пони-мать, почему он не любит распространяться о своих достижениях, о которых я узнал от кадровиков: безаварийной работе, многочисленных благодарностях руководства, поощрении часами начальника ОЖД. Для него намного важнее постоянно и ответственно выполнять свои должностные обязанности.

– Главное – предупредить ЧП. Именно это говорит о мастерстве работников и правильной организации процесса, – считает Никольский.

– Руслан Николаевич знает территорию и технологию работы станции как свои пять пальцев, что очень важно для составителя поездов. К тому же он прекрасно знает свои обязанности, будь то установка тормозных башмаков под подвижной состав, взаимодействие с машинистом, осмотрщиком вагонов либо приёмосдатчиком груза и багажа. Можно сказать, что мы с полуслова понимаем друг друга, – отзывается о Никольском дежурная по станции Волховстрой-II Светлана Гаврилина.

Профессию он осваивал прямо на рабочем месте. В этом, делясь своими секретами, ему помогал опытный составитель Иван Корнейчук (сейчас на пенсии).

– Иван Давыдович многому научил меня. Сначала я, грубо говоря, шарахался от поездов. Однако под его руководством уже через два месяца сдал экзамены. Через какое-то время прошёл курс повышения квалификации. А основные навыки приобретал, как говорится, без отрыва от производства, – говорит Руслан. Убедившись на своём опыте, насколько важна роль наставника, сегодня он сам обучает новичков азам профессии. Путёвку в трудовую жизнь дал не одному десятку парней. И очень рас-страивается, когда молодёжь уходит с железной дороги: многих не устраивают большая ответственность, посменная работа, нелёгкие условия труда (всё время на улице). И это при заработках в 20–25 тысяч рублей.

А вот Руслан, что называется, однолюб. Как рассказали кадровики, начав трудиться в 1992 году на станции Волховстрой-II, он так и не сменил место работы. Хотя ему не раз предлагали перейти на внеклассную станцию Волховстрой-I, где заработки выше. Квалификация соответствует. Только он всегда отказывается: «Я не любитель прыгать с места на место. Да и душой прикипел к коллективу», – поясняет Руслан.
Автор: Богдан Ярусев