Характеры и обстоятельства Восточно-Сибирский путь

Характеры и обстоятельства

Аркадий Грачёв, машинист локомотивного депо

Молниеносная реакция машиниста помогла избежать трагедии.

Профилактика дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах ведётся постоянно. Организовываются всевозможные «круглые столы», проводятся акции. Но все эти меры уже не действенны, когда автолюбитель (автопрофессионалом его назвать сложно) оказывается на путях между шлагбаумами. В этой ситуации вся надежда на машиниста. Успеет среагировать или не успеет? Машинист первой категории локомотивного депо Иркутск-сортировочный (ТЧЭ-5) Аркадий Грачёв, слава богу, успел.

300 тонн «Владимира Ленина»
– Это случилось 1 апреля нынешнего года, – начинает свой рассказ Аркадий Юрьевич. – Мы с помощником Алексеем Зибровым направлялись с грузовым поездом из Слюдянки в Иркутск. Въехали на кривой участок пути, что перед переездом в Смоленщине.

Здесь-то всё и началось. Неожиданно на светофоре для машиниста загорелся белый запрещающий сигнал. Переезда на кривой видно не было. Никаких указаний по рации не поступало. Оставалось одно – применить экстренное торможение, руководствуясь только белым сигналом светофора. Это и было сделано.

– Хорошо, что ехали с порожними вагонами. Лёгкий поезд быстрее останавливается, – объясняет машинист. – Если бы гружёный был, наверняка зацепил бы машину. А так метров 200 не доехали.

Автомобиль, пытавшийся проскочить и застрявший на переезде, оказался длинномером с краном, который за использование в качестве эвакуатора в народе прозвали «воровайкой». Трагедии удалось избежать. Дежурная освободила «пленника», чем тот тут же воспользовался, скрывшись с места происшествия. Задержка поезда составила 15 минут. Учитывая плотнейшее движение по Транссибу, это существенно.

Хотя в случае столкновения последствия могли быть гораздо более серьёзными. Локомотив, который чуть не сшиб длинномер, – это знаменитый электровоз ВЛ85. Весит «Владимир Ленин» почти 300 тонн. Удар был бы
равносилен столкновению со скалой.

Таких и берут в космонавты
Подобный случай в продолжительной карьере Аркадия Юрьевича первый. Хотя чрезвычайных ситуаций хватало. К примеру, в начале века машинист выявил лопнувший бандаж колеса электровоза. Из Большого Луга до иркутского депо затем ехали со скоростью 25 км/ч, при этом останавливаясь на каждом километре для осмотра. Иначе было нельзя. В такой ситуации быстрота действий как раз смерти подобна – вероятность схода была очень высокой. Колёсная пара в любой момент могла, как говорят на местном сленге, «разуться».

– Тогдашние руководители депо пообещали, кстати, премировать, но, по-видимому, забыли, – со смехом говорит машинист.

За последний случай, кстати, тоже никакого поощрения пока не было. Сказали: «Локомотивная бригада выполняла свои должностные инструкции». Формально да. Но ведь космонавтам вручают государственные награды, хотя они, как и весь официально работающий люд, подписывают трудовые договоры и тоже, по сути, выполняют хоть и рискованные, но всё же должностные инструкции. На мой взгляд (подчёркиваю, на мой, так как наш герой никаких пожеланий не высказывал), действия, спасшие человеческие жизни, должны как минимум отмечаться. Тем более что борьба с авариями на переездах сейчас ведётся как никогда активно. Да и в космонавты ведь таких, как Аркадий Юрьевич, и берут. Хочется надеяться, что нужные люди внимательно прочтут этот абзац.

Вообще, Аркадий Грачёв и его помощник Алексей Зибров – локомотивная бригада пассажирских поездов. На грузовые поезда их назначают только тогда, когда не хватает соответствующих машинистов. Тандем Грачёв – Зибров слаженный, работают бок о бок уже третий год. Требования к пассажирским локомотивным бригадам предъявляются более жёсткие, чем к грузовым. Как говорится, не дрова везут. Наверняка этот фактор тоже сыграл немаловажную роль в том, что 1 апреля было принято единственно верное решение. Когда постоянно отвечаешь за жизни сотен человек, никаких послаблений себе не позволяешь.

Аркадий Грачёв – старший уполномоченный депо по охране труда. В этом направлении иркутское депо – одно из лучших предприятий полигона ВСЖД. Налицо ещё одна причина того, почему водитель «воровайки» в данный момент, возможно, с помощью своего хищного крана поднимает чей-то дорогой автомобиль, а не лежит в больнице или в месте ещё более неприятном.

Что делать?
Принимаемых профилактических мер по борьбе с ЧП на переездах мы вскользь уже коснулись. Однако статистика происшествий пока неутешительная. Из года в год количество аварий растёт. Подавляющее большинство из них случается по вине водителей автомобилей. У Аркадия Грачёва есть мысли о том, как переломить опасную тенденцию.

– Можно, например, заградительные плиты светоотражающей краской покрасить, – озвучивает он одно из своих предложений. – Водители ведь с ближним светом постоянно едут – УЗП точно увидят. Непосредственно светофоры, даже с красным сигналом, вред автомобилю не наносят, а вот плиты могут. Думаю, лихачей тогда поубавится.

Сама система функционирования УЗП вызывает у Аркадия Юрьевича вопросы. По его мнению, нужно каким-то образом изменить ситуацию, когда сначала загорается звуковой сигнал и включается светофор, а уже потом поднимаются плиты. До, а также одновременно со светофором УЗП тоже включаться не могут, иначе в них будут попросту врезаться. Но какое-то разумное решение проблемы, наверняка, можно найти.

– Мне, кстати, понравилось, как сделали на станции Боярская, – продолжает размышлять машинист. – Неохраняемый переезд, нет ни дежурного, ни плит, но рядом на постаменте стоит битая машина. И люди там, видя перед собой такой символ безрассудства, перед поездом проскакивать не рискуют. Хотя переезд, повторюсь, неохраняемый.

Своё мнение на проблему высказывает и помощник машиниста Алексей Зибров, чей вклад в предотвращение потенциальной первоапрельской трагедии также нельзя переоценить:

– Да что про переезд говорить, если даже на пешеходных переходах многие не останавливаются. Я сам водитель и вижу ситуацию изнутри. Недавно вообще в газете прочитал, что какие-то пьяные молодые люди, увидев перед собой поднявшуюся плиту на переезде, просто вышли из машины и начали прыгать по УЗП. И сломали… Вот как таких перевоспитывать? И реально ли это вообще?

Пример отца
Интерес к железной дороге у нашего героя от отца. Юрий Николаевич Грачёв много лет работал на Иркутском электротехническом заводе ВСЖД. Некоторое время, по молодости, Аркадий Юрьевич трудился там же, но затем пошёл своим путём. Однако трудолюбие и чувство гипертрофированной ответственности Юрий Николаевич сыну привить успел.

– Относительно недавно случай такой был. С отцом приехали на дачу в Олху, и он на рельсах увидел два спаренных башмака. Участок пути там кривой. Так он просто взял их, выкинул и дальше пошёл. Многие из нынешнего поколения, наверное, сначала в газету позвонили бы, а потом бы премию получили.

Такой же пример Аркадий Юрьевич старается прививать и своему сыну. Тот сейчас учится на последнем курсе университета – будущий юрист. Два месяца назад Дмитрий Грачёв подарил отцу пока главный подарок в жизни – сделал его дедушкой. Внучку назвали Викторией.

В завершении беседы наш герой вновь возвращается к её главной теме.

– Любите свою жизнь, – обращается он ко всем автомобилистам, а затем добавляет: – Мы, машинисты, свою жизнь любим.
Автор: Павел Малыгин