Владимир Владимирович никогда не сердится Октябрьская магистраль

Владимир Владимирович никогда не сердится

Владимир Петров, монтёр Гатчинской дистанции пути

Внимательность и опыт монтёра Гатчинской дистанции пути помогли предотвратить сход поезда.

От палящего полуденного солнца плавится асфальт. Щебень не плавится – он разъезжается под ногами уставших, разморённых зноем путейцев. Нагретые рельсы ещё больше раскаляют воздух. Железная дорога – как на ладони, ни тенёчка. Вахтовики из бригады дорожного мастера Василия Шелковского выполняют работы по устранению выявленных в ходе осмотра замечаний на станции Фрезерная.

Наш герой Владимир Петров – улыбчивый человек с ясным светом голубых глаз. Говор у него быстрый, а движения размеренные. Такие люди обычно делают всё основательно и надёжно.
...Дело было в марте. Утром Владимир Владимирович отправился с обходом своего участка. На направлении Гатчина – Лужская – интенсивное грузовое движение, поезда ходят по 8–9 тысяч тонн. Они разбивают стыки, поэтому на них гатчинские обходчики обращают особое внимание. На восьмом километре, в месте сварного шва на головке рельса Петров увидел трещину, тоненькую, как волосок. Сказался почти 20-летний путейский опыт. При проходе тяжеловеса рельс в месте трещины раскололся бы надвое. Дефект находился в кривом участке, рядом – посёлок, переезд, а в поездах везут, как правило, нефть, сжиженный газ, химикаты. Владимир по телефону доложил о дефекте бригадиру и дорожному мастеру. Бригада собралась в течение 15 минут: уложили в машину новенький рельс и необходимый инструмент. Через 45 минут были на месте.

Когда сняли накладки, из рельса выпал кусок длиной 100 миллиметров. Согласно технологии вырезали по четыре метра с каждой стороны от трещины, в новом просверлили отверстия для накладок, уложили в путь, сболтили, и через час движение по участку было открыто с установленной скоростью.

По правилам, обходы пути должны проводиться по графику. Раньше среди монтёров даже специализация такая была – обходчик. У него и глаз намётан, и слабые места своего участка он знал. Теперь из-за нехватки кадров гатчинцы ходят три-четыре раза в неделю, причём одного постоянного работника на обходы отрядить невозможно, ведь с открытием порта Усть-Луга работы у гатчинских путейцев прибавилось.

– По второму главному пути составы идут порожними, а по первому – тяжелогружёными, поэтому здесь резиновые прокладки пришли в негодность. Соответственно, скрепления приходится чаще подтягивать, – говорит дорожный мастер Василий Шелковский. – А количество рабочих рук, наоборот, сократилось.

Например, если по нормативу на каждом околотке должно работать 19,8 монтёра пути, то сейчас их – всего по 10. Поэтому в дистанции перешли на участковый метод текущего содержания, при котором все масштабные работы выполняются силами укрупнённой бригады. Пока выручают вахтовики, которые круглые сутки на подхвате.
– Неделю, пока длится наша вахта, мы себе не принадлежим. Ночью могут поднять по звонку: зимой – на очистку стрелочных переводов, летом – на смену крестовин и вырезку остро-дефектных рельсов. Сейчас, в жару, каждый день выезжаем в 4.30, работаем до 10.30, а потом рельсы нагреваются, и в путь уже не полезешь. Значит, косим траву в полосе отвода. После 18 можно снова путём заниматься, – рассказывает Петров.

Вахтовый метод предусматривает ежедневную работу по 12 часов, что одинаково тяжело и в жару, и в мороз, и в осеннюю слякоть. Средств механизации не хватает, портальных краников не получали уже давно, поэтому рельсы здесь «таскают на пупке». Парк ручного инструмента об-новляется медленно, в дистанции сохранились даже кованые ключи для обходчика. «Эти ключи 15 поколений монтёров пережили», – говорят в бригаде.

Молодые в дистанцию пути не идут: «Ответственность выше, чем зарплата». Коллеги Петрова, которые работают в ПЧ не первый десяток лет, шутят: «У нас бригада для тех, кому за...» У них, работающих в XXI веке, свои ценности.

– Редкий случай, когда вахтовикам создают достойные условия: благодаря нашему мастеру здание бывшей дежурки на станции Фрезерная отремонтировали, теперь у нас есть душ, туалет, кухня и уютная комната для отдыха, – говорит товарищ Петрова, монтёр пути Вячеслав Белов.

Весь провиант путейцы привозят из дома: борщ, тефтели, пюре картофельное. После рабочего дня остаётся только в микроволновке разогреть. На прошлой неделе Владимир Владимирович отметил свой 56-й день рождения: ни спиртное, ни курево здесь не в почёте, поэтому купи-ли торт, душевно посидели, поговорили. Владимир благодаря весёлому нраву всегда в центре внимания. С его лица не сходит улыбка, и этот оптимизм скрашивает тяжёлые путейские будни для всей бригады.

– На таких людях, как Петров, Россия держится, – говорит о своём подчинённом дорожный мастер Василий Шелковский. – Ему любое дело поручишь, и проверять не надо!

Дорогу выбрал ещё в детстве:
– Мы в Серебрянке под Лугой жили. «Чугунка» прямо у деревни проходила. Всё поездами любовался, а на людей в железнодорожной форме смотрел – аж дух захватывало! Кокарда, пет-лицы, погоны... И я был уверен, что под такой красивой формой и сердца бьются такие же красивые, что важнее, чем служение своему делу, для них ничего нет.
Вырос, приехал в Ленинград и, следуя детской мечте, выучился на помощника машиниста. Четыре года водил пассажирские поезда в Москву. Потом жизнь повернула так, что пришлось вернуться к матери под Лугу. В депо не отпускали, да и самому Владимиру жаль было расставаться с любимым делом. В Луге устроился в дистанцию пути. Четыре года назад перевёлся вахтовиком в Гатчину.

– Моя жена Ирина привыкла. Да ведь и деньги зарабатывать нужно! Она сама на пенсии, ждёт меня, звонит каждый день. Неделя дома проходит, словно на курорте. Вместе в огороде трудимся. Нынче вот приеду, картошку окучить надо. Ещё я внуку железную дорогу пообещал по-дарить. Знаете, «Сапсан» как настоящий: сам сигналы подаёт, на разных скоростях едет. Может быть, Даниил тоже железную дорогу выберет.
Автор: Светлана Канаева