Незаменимый Волжская магистраль

Незаменимый

Алексей Огнев

Так говорят о старшем дежурном по депо Горький-Московский Алексее Огневе.

Бывают начальники, которых трудно найти на месте, до которых трудно дозвониться.

До Алексея Огнева дозвониться тоже непросто, хоть начальником он себя не считает. Но объективно: начинается рабочий день, и в решении текущих оперативных вопросов Огнев – второй человек после начальника депо. На его столе – телефон и рация. Ещё пара (или тройка?) телефонов в кармане. В крупнейшем на дороге моторвагонном депо Горький-Московский работает несколько сот человек. Одни готовятся в рейс, другие отдыхают, третьи заняты обслуживанием и ремонтом электропоездов. В работе больше трёх десятков составов. Есть график, по которому в определённые дни машины будут выведены на техобслуживание или текущий ремонт. К этому моменту им должна быть готова замена. А ещё в хозяйстве депо где-то идёт ремонт, кому-то может требоваться автотранспорт.

Надо помнить, что корпуса депо располагаются по обе стороны главных путей и в определённые моменты парк пересекают «Сапсаны» и «Ласточки», идущие в пункт экипировки или оттуда. И на это время не следует планировать перемещение электропоездов или переформирование. Ещё возникают дополнительные задачи: подготовка состава к перевозке детей, уборка парка. Всё это и должен держать в голове старший дежурный по депо. Многочисленные наряды, графики составляются его рукой. К нему обращаются, если требуется внести в них поправку.

Старший дежурный должен быть одним из самых опытных работников. И безусловным авторитетом для всех. Так оно и есть, если иметь в виду Огнева. В депо он пришёл больше сорока лет назад. Был после техникума слесарем-электриком и помощником машиниста. В 1980 году встал за правое крыло кабины электропоезда как машинист.

– Среди родных железнодорожников у меня не было. Профессию выбрал, потому что она показалась престижной. Людей, которые работают на железной дороге, всегда уважали. Я решил, что у меня есть качества, которые требуются машинисту. И во время практики убедился: понравилось, это моё. Поработал, послужил в армии, вернулся в депо.

Сложно ли было водить поезд?

Электричка – существо нередко капризное. Составы № 029 и 036, на которых работал Огнев, относились к первым десяткам электропоездов переменного тока. Опыта он набирался у своего первого машиниста, с кем работал помощником, – Михаила Болбака. Гордость Огнева: неисправности в пути, конечно, случались, из-за них даже, бывало, выбивались из графика, но ни разу не требовалась подмога – бригада, где он работал, разбиралась в ситуации сама и находила выход.

Молодёжь депо выбрала Алексея секретарём комитета комсомола. Можно по-разному относиться сейчас к этой организации. Но Огнев убеждён:

– Комсомол реально работал с молодёжью, развивал её, растил. Мы учились решать сложные общественные и производственные задачи. Вот создали комсомольско-молодёжную смену на Заволжском направлении. И локомотивные бригады, и диспетчеры-движенцы – молодёжь: встречаемся, обсуждаем сложности. И радуемся, что всё получается. Интересно было работать с молодыми рационализаторами, например, с бригадиром Виктором Назарычевым. Приходилось заниматься бытом: устраивал в ясли детей наших работников, а это было непросто.

Руководители депо почувствовали: перед ними человек со способностями организатора. И летом 1987 года Огнев впервые попробовал себя в качестве дежурного по депо. Получилось.

За все эти годы срывов, моментов нераспорядительности ни в его сменах, ни потом, когда он стал старшим дежурным, не было. Вот так просто. Не было и экстремальных ситуаций, когда дежурный должен проявить высший пилотаж, чудеса профессионализма. Когда всё идёт своим чередом, работу дежурного вроде даже перестают замечать. Может, поэтому у Огнева за долгие годы работы нет наград – ни государственных, ни даже отраслевых.

А профессионализм, тем не менее, требовался. Представьте работу огромного депо в условиях переезда с одной территории на другую, в корпус на противоположной стороне главных путей. Многое можно сорвать во время переселения.

– Всё прошло гладко за два рабочих дня. Мне поручили продумать, где чьи рабочие места будут. Мы их заблаговременно оборудовали. Все знали, во сколько им надо перебазироваться, по графику переключалась связь. Да, это непросто, – говорит Огнев.

Профессионализм нужен и сейчас, в повседневной работе.

К примеру, для выполнения плана по составности поездов. Нижегородская и Владимирская области заказывают перевозчику в разные дни недели разное количество вагонов в поездах. Допустим, в рабочие дни востребовано три восьмивагонных состава, в пятницу – восемь, в субботу – четыре. Столько оплачено – не больше и не меньше. Окажется поезд короче – это чревато неприятностями в отношениях с регионом, длиннее – это перерасход средств. План формирования Огнев держит в голове и следит за его выполнением.
– Его преданность делу и работоспособность меня удивляют. Он составляет графики оборота поездов, организует работу всего депо. Надо – готов подменить подчинённых ему дежурных, а потом, после смены, остаётся решать вопросы, которыми положено заниматься ему, – говорит заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Алексей Беспалов.

– Это отличный работник, идеально соответствующий своей должности, – считает первый заместитель начальника Дирекции моторвагонного подвижного состава Дмитрий Гладков.

Машинисты, с которыми заходил разговор об Огневе, конечно, говорили, что он принимал такие решения, которые им не нравились: администратору не угодить на всех. Однако, даже вспомнив такую ситуацию, они добавляли: «Но человек он незаменимый».

– Старший дежурный по депо – это ежедневный стресс. А я холерик, – размышляет Огнев. – Может быть, мне помогают справляться с ситуациями занятия спортом. Раньше это была гребля, сейчас – тяжёлая атлетика. Без этого как-то не могу. И в Киселихе, где я живу, даже устраивал соревнования. Впрочем, я вывел в своей работе одно важное правило: все вопросы надо обязательно решать до конца.
Автор: Николай Морохин