Хозяйка сталинградских ворот
Ольга Золотилова, начальник железнодорожного вокзала
Теракт на вокзале Волгограда потребовал от Ольги Золотиловой воли, решительности и мудрости.
Сорванные с петель двери, покорёженный вестибюль, вылетевшие из оконных рам стёкла. Таким увидела днём 29 декабря 2013 года свой «маленький дворец» начальник волгоградского железнодорожного вокзала Ольга Золотилова.
Взрыв мощностью 10 килограммов в тротиловом эквиваленте содрогнул здание, но не разрушил его. Пока врачи и полицейские оказывали первую помощь раненым, перед коллективом волгоградского вокзала во главе с Ольгой Владимировной встала непростая задача: в атмосфере хаоса и паники организовать нормальную работу транспортного комплекса. Ведь, несмотря на теракт, движение поездов не прекратилось.
– Представьте, толпа пассажиров, у каждого из них на руках билеты, всем им нужно куда-то уезжать, – рассказывает Ольга Золотилова. – А тут ещё введён особый режим работы: встречающих и провожающих сотрудники полиции на перрон не пускают, все личные вещи и багаж досматриваются. Причём инспекторы по досмотру работают в жутком холоде, ведь в здании не осталось ни одного целого окна, а на дворе – декабрь... У людей паника. Дежурный по выдаче справок вместе с дикторами стоят на морозе и, срываясь на крик, объясняют пассажирам, что им нужно проходить на пригородный вокзал. Там в первые сутки после теракта люди ожидали прибытия своих поездов, туда же были временно перенесены и билетные кассы.
Через двадцать четыре часа после трагедии сотрудники следственного комитета завершили на вокзале все необходимые оперативные действия. Покорёженное взрывом здание было передано железнодорожникам. За ночь они отмыли вокзал, закрыли особо пострадавший центральный вестибюль, и уже в восемь утра 31 декабря билетные кассы заработали на прежних местах в полном объёме. Удалось даже организовать для пассажиров зал повышенной комфортности и зал ожидания. Спустя ещё несколько дней, 10 января, всё здание было заново остеклено. И это стало началом длительного процесса реставрации вокзала.
– Мы восстанавливали не просто здание, а архитектурный памятник, – уточняет Ольга Золотилова. – Железнодорожный вокзал Волгограда – это часть истории города, его культурное наследие. Сюда приходят люди не только чтобы купить билет или дождаться своего поезда, но и просто полюбоваться фресками, украшающими здание. 7 мая, когда мы торжественно открывали отреставрированный вокзал, жители города семьями приходили посмотреть на результат нашей работы.
А посмотреть было на что. Ведь строителям удалось воссоздать даже те элементы, которые со временем были утрачены. Например, входные двери, которые стали точной копией установленных в здании в период 1951–1954 годов, потолочный лепной декор и элементы лепнины под куполом. Отремонтировали и часы, расположенные на башне вокзала: их циферблат был повреждён в результате взрыва. В ходе восстановительных работ реставраторы опирались в первую очередь на чертежи и старые фотографии вокзала.
Впрочем, отреставрировать здание оказалось намного проще, чем вернуть душевное спокойствие людям, пережившим декабрьский ад.
– Конечно, в первые дни после тер-акта было морально сложно заходить в здание вокзала, – вспоминает Ольга Владимировна. – Однако, когда видишь разрушения, внутренне собираешься. Понимаешь, что жизнь на этом не остановилась и надо продолжать работать. И мне как руководителю в первую очередь нужно было создать такое настроение в коллективе, чтобы мои коллеги побороли все свои страхи. Требовалось вселить в них уверенность, что впереди у нас – белая полоса и всё будет хорошо, все трудности мы переживём. Для этого проводились регулярные кратковременные планёрки. С сотрудниками вокзала работали психологи. После декабрьских событий все трудности, возникающие сейчас, для моего коллектива – не более чем мелочи жизни. Общая беда закалила людей.
Пожалуй, во многом именно благодаря такой психологической поддержке со стороны начальника вокзала никто из работников после теракта не пришёл к Ольге Золотиловой с заявлением об увольнении. Даже тяжело раненные инспекторы по досмотру Светлана Чебану и Наталья Дудина решили для себя, что после выздоровления вернутся на прежние рабочие места.
Сегодня, когда основные восстановительные работы завершены и жизнь идёт своим чередом, перед Ольгой Золотиловой стоят новые задачи. В 2018 году Волгоград примет Чемпионат мира по футболу, и главные «ворота города» должны встретить гостей спортивного праздника во всём своём великолепии.
– Впереди у нас благоустройство привокзальной площади, капитальный ремонт цокольного этажа, строительство новых досмотровых павильонов и железнодорожных платформ, – делится планами начальник вокзала. – Как и прежде, будем создавать для пассажиров максимально комфортные условия, чтобы от пребывания на вокзале у них оставались только самые благоприятные впечатления. Ведь наш волгоградский вокзал – один из самых красивых на сети, настоящий дворец! Хотя для меня он, конечно же, самый лучший.
Трудиться на железной дороге Ольга Золотилова начала в восемнадцать лет. Вначале – проводником пассажирских вагонов, дежурным по выдаче справок и дежурным по залу здесь, в «маленьком дворце». Затем – начальником вокзала станции Волжский. В апреле 2012 года героиня нашего очерка вернулась на родной вокзал уже в качестве его руководителя.
– Не скажу, что работа лёгкая, – признаётся Ольга Владимировна. – Но если я здесь, значит, мне это нравится.
Сорванные с петель двери, покорёженный вестибюль, вылетевшие из оконных рам стёкла. Таким увидела днём 29 декабря 2013 года свой «маленький дворец» начальник волгоградского железнодорожного вокзала Ольга Золотилова.
Взрыв мощностью 10 килограммов в тротиловом эквиваленте содрогнул здание, но не разрушил его. Пока врачи и полицейские оказывали первую помощь раненым, перед коллективом волгоградского вокзала во главе с Ольгой Владимировной встала непростая задача: в атмосфере хаоса и паники организовать нормальную работу транспортного комплекса. Ведь, несмотря на теракт, движение поездов не прекратилось.
– Представьте, толпа пассажиров, у каждого из них на руках билеты, всем им нужно куда-то уезжать, – рассказывает Ольга Золотилова. – А тут ещё введён особый режим работы: встречающих и провожающих сотрудники полиции на перрон не пускают, все личные вещи и багаж досматриваются. Причём инспекторы по досмотру работают в жутком холоде, ведь в здании не осталось ни одного целого окна, а на дворе – декабрь... У людей паника. Дежурный по выдаче справок вместе с дикторами стоят на морозе и, срываясь на крик, объясняют пассажирам, что им нужно проходить на пригородный вокзал. Там в первые сутки после теракта люди ожидали прибытия своих поездов, туда же были временно перенесены и билетные кассы.
Через двадцать четыре часа после трагедии сотрудники следственного комитета завершили на вокзале все необходимые оперативные действия. Покорёженное взрывом здание было передано железнодорожникам. За ночь они отмыли вокзал, закрыли особо пострадавший центральный вестибюль, и уже в восемь утра 31 декабря билетные кассы заработали на прежних местах в полном объёме. Удалось даже организовать для пассажиров зал повышенной комфортности и зал ожидания. Спустя ещё несколько дней, 10 января, всё здание было заново остеклено. И это стало началом длительного процесса реставрации вокзала.
– Мы восстанавливали не просто здание, а архитектурный памятник, – уточняет Ольга Золотилова. – Железнодорожный вокзал Волгограда – это часть истории города, его культурное наследие. Сюда приходят люди не только чтобы купить билет или дождаться своего поезда, но и просто полюбоваться фресками, украшающими здание. 7 мая, когда мы торжественно открывали отреставрированный вокзал, жители города семьями приходили посмотреть на результат нашей работы.
А посмотреть было на что. Ведь строителям удалось воссоздать даже те элементы, которые со временем были утрачены. Например, входные двери, которые стали точной копией установленных в здании в период 1951–1954 годов, потолочный лепной декор и элементы лепнины под куполом. Отремонтировали и часы, расположенные на башне вокзала: их циферблат был повреждён в результате взрыва. В ходе восстановительных работ реставраторы опирались в первую очередь на чертежи и старые фотографии вокзала.
Впрочем, отреставрировать здание оказалось намного проще, чем вернуть душевное спокойствие людям, пережившим декабрьский ад.
– Конечно, в первые дни после тер-акта было морально сложно заходить в здание вокзала, – вспоминает Ольга Владимировна. – Однако, когда видишь разрушения, внутренне собираешься. Понимаешь, что жизнь на этом не остановилась и надо продолжать работать. И мне как руководителю в первую очередь нужно было создать такое настроение в коллективе, чтобы мои коллеги побороли все свои страхи. Требовалось вселить в них уверенность, что впереди у нас – белая полоса и всё будет хорошо, все трудности мы переживём. Для этого проводились регулярные кратковременные планёрки. С сотрудниками вокзала работали психологи. После декабрьских событий все трудности, возникающие сейчас, для моего коллектива – не более чем мелочи жизни. Общая беда закалила людей.
Пожалуй, во многом именно благодаря такой психологической поддержке со стороны начальника вокзала никто из работников после теракта не пришёл к Ольге Золотиловой с заявлением об увольнении. Даже тяжело раненные инспекторы по досмотру Светлана Чебану и Наталья Дудина решили для себя, что после выздоровления вернутся на прежние рабочие места.
Сегодня, когда основные восстановительные работы завершены и жизнь идёт своим чередом, перед Ольгой Золотиловой стоят новые задачи. В 2018 году Волгоград примет Чемпионат мира по футболу, и главные «ворота города» должны встретить гостей спортивного праздника во всём своём великолепии.
– Впереди у нас благоустройство привокзальной площади, капитальный ремонт цокольного этажа, строительство новых досмотровых павильонов и железнодорожных платформ, – делится планами начальник вокзала. – Как и прежде, будем создавать для пассажиров максимально комфортные условия, чтобы от пребывания на вокзале у них оставались только самые благоприятные впечатления. Ведь наш волгоградский вокзал – один из самых красивых на сети, настоящий дворец! Хотя для меня он, конечно же, самый лучший.
Трудиться на железной дороге Ольга Золотилова начала в восемнадцать лет. Вначале – проводником пассажирских вагонов, дежурным по выдаче справок и дежурным по залу здесь, в «маленьком дворце». Затем – начальником вокзала станции Волжский. В апреле 2012 года героиня нашего очерка вернулась на родной вокзал уже в качестве его руководителя.
– Не скажу, что работа лёгкая, – признаётся Ольга Владимировна. – Но если я здесь, значит, мне это нравится.
Автор: Ирина Соколова