Контактный оптимист Октябрьская магистраль

Контактный оптимист

Анатолий Удальцов, электромонтёр

Когда каждый в бригаде универсал – электросети в порядке.

– Работа у нас не из лёгких: всё здоровье здесь оставляем! – задорно сказал электромонтёр Анатолий Удальцов. Эти слова он произнёс так весело, что было понятно: лично он так не думает. Разговорились, Анатолий Александрович признался, улыбаясь:

– Так сказал министр транспорта России Максим Соколов о работе железнодорожных энергетиков, пожимая мне руку, когда награду вручал!

Анатолий Удальцов работает на железной дороге 40 лет. В его трудовой книжке – всего две записи, да и те – в одном хозяйстве. Четыре года после армии он отработал в Санкт-Петербург-Финляндской дистанции электроснабжения, потом перевёлся сюда, в Санкт-Петербург-Балтийскую. Так к дому поближе.
Наградили его за 40-летний добросовестный труд.

– За сорок лет даже попытки побега не было! Я за свой век не один кризис пережил. Товарищи уходили в промышленность, искали, где платят больше. А я даже не думал об этом, ведь кто-то должен поезда пропускать. Я даже жену среди железнодорожниц искал. Только такая мою преданность «железке» понять смогла бы...

И нашёл. Тамара Леонтьевна Мороз хорошо понимает супруга, потому что сама работает в той же дистанции, электромехаником по оперативному обслуживанию на тяговой подстанции Шоссейная. Дома – разговоры о работе. Дочь Людмила выросла, поступила в институт атомной энергии, дескать, «с вашей работой ни дня спокойно не проживёшь, а у меня хоть два стабильных выходных в неделю будут».

У Анатолия с выходными действительно было туго. Он не представлял себя без «железки», и по молодости даже во время отпуска отправлялся на работу. Например, участвовал в электрификации нескольких участков Октябрьской: на Коштинском и Лужском направлениях, на станции Шушары. Анатолий Александрович с его опытом и твёрдыми профессиональными знаниями незаменим и сегодня.

– Пару месяцев назад на станции Шушары нам предстояло жёсткую поперечину переместить на новую опору. Длина поперечины – 42 метра, она перекрывает семь путей. Работа сложная, и участвовало в ней всего восемь наших электромонтёров. Удальцов один за троих работает, за ним не каждый молодой успеет. Справились! – рассказывает старший электромеханик района контактной сети (ЭЧК-4) Ибрахим Абди.

В ЭЧК-4 все работают не первый десяток лет. Сетуют, что заменить их будет некем: молодёжь на такую зарплату идёт неохотно, да и подготовка специалистов в высших и средних учебных заведениях оставляет желать лучшего. Ибрахим знает: нельзя, сидя на мешке с золотом, жаловаться, что карман дырявый, поэтому Анатолия Александровича назначает к молодёжи в наставники. За годы работы Удальцов усвоил несколько профессиональных секретов и тонкостей, в которые готов посвятить молодого специалиста, если разглядит в нём потенциал.

– Сразу можно определить, кто будет электромонтёром работать, а кто – нет. Наша работа – не сахар: в 9 утра на столб влез, в 17 спустился. И руками, и головой работаешь. Технологию на-до знать, как свои пять пальцев, потому что электромонтёр – как сапёр: может ошибиться только один раз, – говорит Анатолий Александрович.

ЭЧК-4 обслуживает контактную сеть и электрооборудование на участке от Витебского вокзала до Павловска, развёрнутая длина которого 179 км. Команде достался самый сложный уча-сток на всей дистанции – 8 станций, четыре из которых узловые, включая Шушары с её «сортиров-кой». Здесь интенсивное пригородное движение – электрички проходят каждые 5–10 минут. Здесь же ходят пассажирские поезда в Белоруссию, Украину и Прибалтику. Тяжеловесные грузовые составы идут из Шушар в Новый Порт и Усть-Лугу. И обслуживают такой горячий фронт всего 13 человек. Каждый в бригаде – универсал.

– Вчера Анатолий Александрович верховую диагностику проводил, сегодня работает на обеспечении безопасности монтёров пути и эсцебистов, а завтра будет устранять замечания, вы-явленные в ходе осмотра, – говорит Ибрахим Абди.

Несмотря на ответственный подход к делу каждого работника, балльность в ЭЧК – средняя.

– «Окон» не хватает, а в те, что дают, порой сложно уложиться. Например, 5 августа для работы на станции Царское Село нам нужно было два часа. А дали… 35 минут. На снятие напряжения и подготовку рабочего места уходит 10 минут. На саму работу осталось 20 минут, к тому же нужно успеть подать напряжение, – рассказывает Анатолий Александрович. – Сдали вовремя, но чего это стоило!

Случается, что за время таких коротких «окон» что-то выполнить не успевают. Недоделки Анатолий Александрович и его коллеги фиксируют цветными маркерами на большой белой доске в кабинете начальника ЭЧК. Вечером каждого дня Ибрахим Абди корректирует план работы на завтра с учётом устранения недоработок.

Благодаря слаженности в коллективе и многолетнему опыту электромонтёры ЭЧК-4 успевают всё, даже на помощь другим районам контактной сети своей дистанции приходят.

– Наш участок – кузница кадров, – с гордостью говорят здесь. Многие сегодняшние руководители организаций, работающих на Октябрьской в качестве подрядчика, – начинали свой трудовой путь в этом районе контактной сети.

Удальцов – неисправимый оптимист. Как бы ни складывались дела, он подбадривает товарищей шутками.

– Не беда, что в течение дня пообедать не удаётся. Зато стройными будем! – говорит он.

Когда Анатолию Александровичу присвоили звание «Ветерана труда», это событие отмечали всем коллективом. Накрытый «ёжиком» стол щетинился пакетами с соком, бутылками с морсом, салатами и прочими закусками. За зданием ЭЧК нажарили шашлыков. Сам Удальцов не пьёт и не курит, и весь коллектив на него равняется.

В свои 65 лет Анатолий Александрович, увешанный инструментом, ловко забирается на опоры. Пот из-под каски ручьями течёт в глаза: костюм «Номекс» защищает от электронапряжения, однако под его плотной тканью тело как в термосе. Ближайший «перекус» – только вечером, по возвращении на базу. Удальцов не скрывает, что приходится трудно, однако запас его шуток неистощим. Своим жизнелюбием он укрепляет в товарищах уверенность, что труд на «железке» по-прежнему в почёте.
Автор: Светлана Канаева