Стоп: синий! Призыв

Стоп: синий!

Константин Шипицин и Евгений Григорьев, машинист и помощник машиниста

Машинист Константин Шипицин опасный сигнал не пропустит.

Из далёкого детства слышится бабушкин голос: «Костюша, видишь ягоды? Какого они цвета?». «Синие», – отвечает внук. «Синенькие – опасно, не прикасайся к ним», – наставляет пожилая женщина…

Для него и сегодня этот цвет олицетворяет опасность. Недавно машинист Константин Шипицин вновь увидел «синий» – запрещающий цвет – на рубчатом стекле светофора. Только это уже не была беззаботная картинка из детства, показания приборов заставили буквально подобраться. В голове билась только одна мысль: опасность!

– Для меня проехать на подобный сигнал – значит совершить преступление. От такого действия можно ждать любой беды, – говорит Шипицин.

Тот самый запрещающий цвет появился на пути локомотива глубокой ночью 10 июля. Локомотивная бригада, состоящая из машиниста Константина Шипицина и помощника Евгения Григорьева, находилась в парке «В» станции Челябинск.

Ночь стояла тёплая и удивительно звёздная. В ожидании команды дежурного Константин всматривался в небо, пытаясь поймать взглядом пролетающий хвостик метеорита. Тот не появлялся. И только одинокий спутник долго летел и летел, постепенно теряясь за далёким горизонтом.

Депо – под боком. А здесь, где находился их ВЛ10, повсюду сплошная стальная геометрия: железные пути, готовые под приём новых грузовых поездов. Где-то вдалеке медленно погромыхивал состав, перекликались гудки, словно призывая всех: не спать, не спать! И тут…

Константин Шипицин рассказывает:

– Открыли сигнал. По рации услышал: «Маршрут готов на восьмой путь Уфимского парка». Значит, пора собираться. Манёвр знакомый. Спроси любого – отчеканит назубок. В общем, ничего необычного.
Машинист повторил команду, давая знать, что всё понял и готов к дальнейшим действиям. И получил ответ: «Верно. Выполняйте».

Шипицин стал набирать контроллер, подал сигнал движения и медленно тронулся с места. На душе стало спокойнее. Движение после долгой стоянки всегда действует ободряюще. К тому же ему предстоял путь домой. Неудивительно, что в тот момент он вспомнил двух своих малышей – самых радостных детей.

Маневровое движение обычно неспешное, но до предела ответственное. Локомотивная бригада всматривалась в ночь внимательно, словно впервые шла по маршруту. И на половине пути «М 343» Шипицин неожиданно увидел… синий сигнал светофора. Строго запрещающий, приказывающий срочно остановиться! Мелькнула мысль: «Синий? Как же так?». Маршрут подготовлен, согласован, значит, никаких «нет» движению не может быть! Впрочем, мысли мыслями, а руки уже делали привычное дело. Локомотив замер точно перед запрещающим.

Машинист доложил о своих действиях. Дежурный внимательно отнёсся к ситуации, видимо, тщательно всё проверил и спустя некоторое время открыл «белый» на дальнейшее движение по тому же пути. Стальная махина поехала дальше, готовясь встать под очередной грузовой поезд на Курган.

Каждый железнодорожник знает, чем грозит проезд на запрещающий сигнал. Состав или одиночный локомотив может взрезать стрелки, совершить столкновение с другим поездом. Если с грузовым – опасно. А если с пассажирским – страшно представить.

И хотя подготовленный маршрут вроде бы не позволял совершить такие чрезвычайные действия, в душе машиниста надолго поселилась тревога. Она отступила лишь после того, как по приезде в город Курган данный случай бригада аккуратно записала в деповскую «Книгу замечаний».

– Мы всегда смотрим за сигналами, за стрелками, строго выполняем полученные команды. И эту команду не пропустили бы, – уверенно говорит Константин Шипицин.

Но случай в Челябинске ещё раз напомнил локомотивной бригаде о том, как важно в любой поездке, даже в маневровом парке «бдить в оба», замечать, анализировать и верно выполнять все команды.

За плечами машиниста Шипицина жизнь, где случалось немало испытаний. К железной дороге он пришёл не сразу. Работал в мебельном цехе. Потом трудился на автобусном заводе. Но, говорит, всё это время находился в поиске такой работы, которая бы соответствовала его темпераменту, в которой больше ответственности. Когда поселился в «железнодорожном» доме, перезнакомился со многими соседями и услышал от них много хорошего о профессиях на ЮУЖД.

Вот так в 2003 году и пришёл на магистраль после курсов машинистов. Пришёл с огромной надеждой задержаться здесь надолго.

Уже 10 лет в пути. Возит грузы, каждый день узнаёт что-то новое, по-прежнему изучает профессию, совершенствуется. Рабочая жизнь проходит не только в кабине локомотива, но и на занятиях в технических классах, на тренажёре. Освоил электровоз «Синара», который, считает, сделан с любовью к локомотивным бригадам. А ещё постоянные инструктажи, проверки здоровья. Жена Татьяна шутит: «Ты как космонавт. Вот как о тебе заботятся!».

В перерыве между поездками Константин любит расслабиться на рыбалке. Со своим спиннингом объездил многие ближайшие озёра. Больше всего во время «тихой охоты» ему нравится тишина. От яркого солнца его лицо так загорело, словно в Африке побывал.

За «левым крылом» – Женя Григорьев. В кабине электровоза он третий год. Своего помощника Константин Шипицин уважает и считает надёжным. Смеётся, что в бригаде так же, как в космосе, нужна согласованность.

Евгению 27 лет, Константину – 34. Но между ними не ощущается возрастной барьер, из-за которого, случается, у иных возникают разногласия: мол, ты молодой, а я вот старше и знаю больше. Оба немногословные. Оба хорошие семьянины.

У Шипицина в семье правят любимые дети: старшая Вероника и младший Данила. Они знают, что их отец водит поезда и гордятся этим. У Евгения – дочь. Оба думают о будущем, поэтому оформили ипотеку в Заозёрном жилом массиве, получили квартиры. Сегодня у них в принципе только одна забота: рассчитаться по ипотечному кредиту и зажить свободно, чтобы ничто не отягощало.

В общем, жизнь складывается прекрасно. Да, встречаются порой на пути разные сигналы – и запрещающие, и разрешающие. Но они оба уверены, что смогут вовремя принять правильное решение.
Автор: Вячеслав Аванесов