Дирижер движения Транссиб

Дирижер движения

Владимир Иванов, поездной диспетчер

В сложной поездной обстановке Владимир Иванов умеет находить единственно верные ходы.

Чтобы стать хорошим поездным диспетчером, мало иметь профильное образование, опыт работы на линейных станциях. Нужно обладать, если хотите, своеобразным движенческим слухом – чувствовать поездную обстановку, виртуозно дирижировать десятками составов. Далеко не каждому это дается.

Чтобы не путался под ногами...
Поездной диспетчер – это, образно говоря, математик, которому надо точно рассчитать, по какому руслу направить поток поездов и каждый состав в отдельности. Точно знать, где и когда надо вовремя остановить движение, дабы не усугубить поездную обстановку. И поездной диспетчер Новосибирского района управления Владимир Иванов умеет находить верные ходы, а в сложной обстановке – единственно верные.

– У нас такая работа, что чем меньше диспетчера слышно, тем, значит, лучше складываются дела, – откровенничает Владимир Александрович. – Вот не поверите, а сменщику всегда желаем: «Чтобы тебе было скучно на работе!».

Диспетчера, бывает, переходят на повышенные тона в диалогах с линией, а то и к крику. Это говорит лишь об одном – потеряли нить управления движением, контроль над участком. Им стоит поучиться у таких, как Владимир Иванов, не теряющих самообладание даже в экстремальной обстановке.

Ровно два года назад на перегоне Дупленская – Коченево, в районе остановочной платформы Лесная Поляна, на охраняемом переезде столкнулись ускоренный электропоезд №825 сообщением Новосибирск – Омск и грузовой автомобиль МАЗ с прицепом. К счастью, обошлось без жертв, но материальный ущерб был значительный.

Как сообщила тогда пресс-служба железной дороги, грузовой автомобиль МАЗ с прицепом заглох при пересечении регулируемого переезда с исправно действующей сигнализацией. Машинист приближавшегося состава применил экстренное торможение, но расстояние для полной остановки было недостаточным, и произошло столкновение. В результате ДТП сошли с рельс две колесные пары первого вагона электрички. На место происшествия были отправлены восстановительные поезда со станций Новосибирск-Главный и Чулымская.

К этому сообщению надо добавить, что водитель грузовика с места происшествия позорно бежал. Предоставил, так сказать, расхлебывать кашу, которую заварил, железнодорожникам.

– Информация ко мне пришла от дежурного по станции Коченево, – вспоминает Владимир Александрович. – Я сразу стал выяснять через дежурного по переезду обстановку на месте и обстоятельства столкновения.

– Грузовик ведь пересекал пути на разрешающий сигнал. Можно было избежать этого чрезвычайного происшествия? – интересуюсь я у диспетчера.

– Вполне. Просто дежурный по переезду на какие-то секунды замешкался, попытался разглядеть подробнее, что же произошло. Его ошибка в том, что он не открыл сигнал заграждения поезда сразу же, как только случилась беда. Тогда машинист электропоезда смог бы включить экстренное торможение значительно раньше.

Как бы там ни было, но поездному диспетчеру Иванову в тот день пришлось применить все свое профессиональное мастерство и исключительное хладнокровие, чтобы урон для поездной обстановки на главном, Транссибирском ходу магистрали был минимальным. Движение поездов шло по второму пути перегона Дупленская – Коченево.

– Я сразу по всему участку раздал команды по беспрепятственному пропуску восстановительных поездов, – рассказывает Владимир Иванов. – Сделать это было не так-то просто. На перегон уже успел уйти сдвоенный грузовой поезд, и пришлось изрядно повозиться для того, чтобы он не путался под ногами...

Впрочем, для организации восстановительных работ времени понадобилось не так уж и много. Слаженно трудились путейцы, эсцэбисты. А особенно диспетчер похвалил энергетиков, которым досталось больше всего – были сбиты опоры контактной сети.

«Попей водички и успокойся»
Несмотря на внешнее спокойствие и грамотные действия, стресс после этой смены, как признается сам Владимир Иванов, был сильный. Как когда-то в 80-х годах прошлого столетия, когда он был еще совсем молодым диспетчером. Тогда у грузового поезда в горловине станции Чик завалились семь вагонов с древесиной. Из-за неправильной погрузки на переходной кривой с пути «выскочил» один вагон и потянул за собой остальные. Движение восстановили быстро, а вот с бревнами пришлось возиться целую неделю.

Что тут поделаешь? Это нелегкая доля движенца, поездного диспетчера. И ему нужны вполне определенные качества, которыми обладает далеко не каждый человек. За все долгие три с половиной десятка лет Владимир Александрович зарекомендовал себя грамотным, дисциплинированным и инициативным работником, хорошим организатором производства, опытным руководителем среднего звена.

За это время Иванов освоил работу на трех диспетчерских участках и все благодаря высокой организации труда. Станции диспетчерского участка под его руководством действовали четко и слаженно. Это сыграло немалую роль в том, что в 2011-2013 годах удалось улучшить качественные показатели эксплуатационной работы Новосибирского района управления и железной дороги в целом.

Возросли участковая скорость, средний вес грузового поезда, среднесуточные производительность и пробег локомотива. Был улучшен график движения грузовых поездов – по отправлению, проследованию.

Как подсказали «Транссибу» в Западно-Сибирской дирекции управления движением, Иванов организует работу исходя из глубокого анализа сложившейся обстановки. Видит перспективу развития событий. Принимает своевременные и правильные решения по работе станций, обеспечению локомотивами и бригадами. Грамотно координирует смежные диспетчерские участки по подводу поездов, обеспечивая рациональный пропуск вагонопотока.

Портрет Владимира Александровича будет не полным, если не добавить еще несколько штрихов. Он – мудрый наставник молодежи и свой богатый профессиональный опыт передает молодым движенцам, прививает любовь и преданность выбранной профессии. И, прежде всего, учит не паниковать в сложной ситуации...

Однажды на станции Коченево загорелась стрелочная секция. Как и положено по инструкции, для того, чтобы устранить неисправность, оперативно вызвали путейцев и эсцэбистов. Однако дежурная по станции Коченево – молодая девушка, которая совсем недавно устроилась на эту работу – от волнения все никак не могла найти себе места:

– Ой-ой, Владимир Александрович, что же делать?!

– Попей водички и успокойся, – голос наставника был одновременно и доброжелательным, и требовательным. – Все, что необходимо, уже сделано.

– Но ведь горит же!

– Ничего страшного не случилось. Неисправностью займутся специалисты. А ты пока попьешь водички и расскажешь мне по порядку, как произошло это недоразумение...

Капелька, как слезинка
Ночи в августе стали прохладнее, хотя днем все еще припекает. Владимир Александрович провел пальцем по запотевшему оконному стеклу и увидел, как вниз по нему устремилась капелька воды. Как слезинка... Вот и все, со вчерашнего дня – на заслуженном отдыхе, на пенсии. За плечами 35 лет трудового стажа в круговороте событий.

Почему-то вспомнились выдержки из характеристики: «В коллективе службы движения и среди работников смежных служб Иванов пользуется заслуженным уважением, чувствует интересы коллектива, корректен, доброжелателен... За добросовестное выполнение должностных обязанностей неоднократно поощрялся руководством железной дороги, дирекции управления движением».

А вот эти строчки останутся с ним уже навсегда.
Автор: Владимир Павлов