Всё в твоих руках Октябрьская магистраль

Всё в твоих руках

Виталий Жуков, машинист электровоза депо Московское

Чтобы глаз не замылился, Виталий посещает тренажёрные классы – по нестандартным ситуациям и по вождению поездов

Машинист электровоза депо Московское обнаружил несанкционированный переезд

А дело было так. 2 марта этого года машинист эксплуатационного локомотивного депо Московское Виталий Жуков вёл пассажирский поезд Москва – Великий Новгород по участку Подберезье – Спасская Полисть. На подъезде к платформе Мясной Бор, на 38-м километре перегона, в лучах прожектора бригада заметила какое-то движение.

Стали подавать сигналы, а затем увидели группу лиц, которые пытались смастерить в лесу несанкционированный переезд через пути. Навезли песка, глины, досок, сделали насыпь…
Горе-строители и представить не могли, какими последствиями чреваты их самовольные действия. Зато машинист с помощником сразу оценили опасность ситуации и сообщили о проис-ходящем дежурной по станции Спасская Полисть и поездному диспетчеру. А по приезде в депо Жуков сделал запись в книге замечаний машинистов.
Учитывая серьёзность возможных ЧП, спровоцированных действиями предприимчивых автоводителей, начальник Октябрьской дирекции тяги Алексей Лебедев ходатайствовал перед руководством ОЖД о единовременном поощрении Виталия Жукова из средств лимита начальника дороги по фонду оплаты труда машинистов, наиболее активно работающих с книгой замечаний и выявляющих случаи угрозы безопасности движения.
А надо сказать, что такая угроза возникает нередко. Участок от Великого Новгорода до Чу-дово – однопутный. 70 километров – автоблокировка, светофоры только на станциях. К самой насыпи подступают непроходимые леса. Часто на дорогу выходят крупные лоси. И опытные машинисты знают, как вести себя в таких случаях. Не дай бог подать громкий гудок – зверь войдёт в ступор и с места не сдвинется…
Бывают непростые ситуации и другого рода – технические, бытовые. О них пишут машинисты в книгу свои замечания. Например, о том, что в жаркие дни в доме отдыха локомотивных бригад при Санкт-Петербург-Московском эксплуатационном депо не работали кондиционеры. А 19 августа, вернувшись в столицу из очередного рейса, Виталий Жуков зафиксировал, что в отдельных местах пути отсутствует нумерация на пикетных столбиках, а кое-где и они сами. Между тем они нужны для определения границ участков с ограничением скорости, для опробования тормозов…
Сколько разных нарушений выявил он за восемь лет работы машинистом – уже не сосчи-тать. Но главное, как отмечает машинист-инструктор Андрей Алексеев, замечания, которые пишет Виталий Георгиевич в книгу, – деловые, конкретные, целенаправленные. Что лишний раз подтверждает его внимательность, неравнодушие, ответственность.
О своём машинисте-инструкторе Жуков отзывается с большим уважением, гордится, что он признан лучшим руководителем среднего звена в 2013 году. «Андрей Александрович – отличный инструктор, – говорит он, – мне везёт в жизни на хороших людей, профессионалов. Один из них – мой помощник Игорь Кабанов, отработавший в ТЧ-1 уже больше тридцати лет».
Часто вспоминает Жуков своего первого наставника – машиниста первого класса из депо Лобня Московской дороги Леонида Аксёнова. Достигнув пенсионного возраста, он преподавал в железнодорожном учебно-воспитательном комплексе № 60. Объяснял будущим помощникам машиниста устройство электровозов. И был классным руководителем группы, где учился Виталий. Тот до сих пор благодарен своему куратору, помогавшему ребятам и советом, и финансами, и делом. Леонид Михайлович устроил треть­е-­
курсника Жукова на практику в депо Подмосковное Московской дороги.
Давно это было, но Виталий Георгиевич в деталях помнит то время. Как сдавал вступи-тельные экзамены, выбрав железнодорожную стезю за стабильность. Как покупал маме подарки со стипендии. Как писал и защищал диплом по устройству колёсных пар. Как хорошо их кормили в училище, обеспечивали бесплатным проездом до дома…
А живёт он в подмосковном городе Королёве, центре космического машиностроения. Там мать, отработав много лет в оборонке и став пенсионеркой, ушла на мирный пост библиотекаря. Там жена Мария трудится техником-расшифровщиком скоростемерных лент. Там подрастает Кира – их трёхлетняя дочурка. Живут Жуковы дружно, но всё же вчетвером в двухкомнатной квартире тесновато. И решил глава семьи подумать об ипотеке, ведь многие уже получили. Уже половину нужных документов собрал. А пока добирается до дома на скоростной электричке или за 25 минут – на своей машине. Пробки ему не помеха, ведь едет, как правило, после рейса или на явку ночью – навстречу общему потоку…
До того, как стать машинистом, поработал Виталий шесть лет помощником – здесь же, в ТЧ-1. Права управления электровозом получил, отучившись на курсах в дортехшколе. Поработав, получил третий класс, а в октябре планирует сдавать на второй…
Работа Жукову нравится – надёжная, интересная, хорошо оплачиваемая. Месяц на месяц, конечно, не приходится, но 50–60 чистыми имеет. Работает без замечаний, график движения соблюдает, экономит электроэнергию. Вот и повод для мотивации. А возможность перемены мест, знакомства с новыми городами – это нематериальная мотивация. Приезжая в Великий Новгород, после сна в доме отдыха со всеми удобствами он читает инструкции, технические формуляры: дома-то некогда. По телевизору смотрит не сериалы, предпочитает документальные фильмы – научные, исторические. Когда показывают последние новости, очень переживает за Украину. Невозможно спокойно глядеть на страдающих детей…
А ещё увлекается Виталий спортом. На стадионе «Вымпел», где базируется и играет в русский хоккей его команда, Жуков – судья электронного протокола. Играл и сам, а сейчас фиксирует всё происходящее на поле, получил именной билет Федерации хоккея с мячом России за номером 868.
Любит всё русское, даже продукты иностранные старается не покупать. Ценит комфорт – и дома, и на работе. Когда проводишь по 8–9 часов в кабине локомотива, хочется, чтобы она была просторная, и кресло удобное, и кондиционер исправный, и холодильник, и санузел с водой. Такой мини-дом на колёсах – в новой серии локомотивов ЭП2К, которые поступают в депо. В ЧС2Т и ЧС6, конечно, менее комфортно. Но идёт смена парка, и современные машины постепенно теснят старые. А если хочешь ещё лучше, новее, например, ЭП20, проходи переподготовку – всё в твоих руках! Эта простая истина помогает Виталию Жукову идти по жизни.

Автор: Елена Ануфриева