В эпицентре Волжская магистраль

В эпицентре

Игорь Быков, начальник Дирекции аварийно-восстановительных средств ГЖД

Под руководством Быкова на ГЖД поднято более 450 локомотивов, вагонов, путевых машин

Взрывная волна опрокинула его навзничь: не выдержала огненной среды одна из бочек со сжиженным газом, которыми был наполнен попавший в аварию на станции Поздино вагон. Игорь Быков оказался слишком близко от эпицентра взрыва.

Что заставляет человека бросаться в огонь, защищая не свое добро? Когда  однажды прилюдно в отвлечённой беседе прозвучал этот вопрос, Игорь Юрьевич ответил просто: «Чувство ответственности за порученное дело».
«И чувство ответственности перед такими руководителями, как сам Игорь  Юрьевич», – добавил тогда его коллега – из тех, кто рядом с ним в сложные минуты.
Сложных минут у восстановителей – не просто вагон и маленькая тележка, а пожалуй, сдвоенный состав. Суть их работы – «ликвидация последствий ЧС в кратчайшие сроки». Всегда экстренно, зачастую с риском для жизни. 
– Поручить возглавить такое дело можно только человеку с отработанными навыками, холодной головой и молниеносным расчётом, – говорит главный ревизор по безопасности движения  Горьковской железной дороги Шевкет Асанов. Быков из таких.
На заданную высоту он поднимался «с основания», тщательно осваивая каждую ступень жизненного опыта. Студент техникума, солдат, машинист электропоезда, ревизор по безопасности движения, начальник восстановительного поезда, заместитель главного ревизора, начальник Дирекции аварийно-восстановительных средств ГЖД – темп его жизни рос от года к году. Сегодня его без преувеличения можно назвать стремительным. Спланировать, организовать, сплотить, обеспечить – вот задачи топ-менеджера такого уровня. В течение суток он, случается, преодолевает тысячи километров, встречается с сотнями людей.
...С совещания в Москве Быков вернулся в нерадостном расположении духа. Обсуждали, каким должен быть восстановительный поезд на сети. Неоправданно  близкое друг к другу расположение поездов на некоторых дорогах действительно стало «откусывать» нерационально большой ломоть бюджета: оплата труда составляет более 60 процентов всех расходов  на содержание восстановителей.
– Однако, если будут введены жёсткие рамки в штатном расписании, о которых сейчас заходит речь, мы можем оказаться в затруднительном положении, – высказал свое мнение на сетевом совещании Игорь Быков. – К каждому восстановительному поезду требуется свой подход. В противном случае обеспечить  нашу готовность к действию будет нереально.  
Чтобы решительно отстаивать такую позицию в кабинете вице-президента, нужна смелость, даже если ты носишь звание «Почётный железнодорожник». И к мнению Игоря Быкова прислушиваются. Он из тех, кто чувствует перспективу,  кому дано обосновать  свой взгляд на ситуацию грамотно и чётко. Оптимальный вариант, по которому трудится команда восстановителей на Горьковской магистрали,  вырабатывался годами самим же Быковым и его единомышленниками.
В пятнадцати коллективах поездов начальник дирекции не просто лично знаком с каждым работником. Его натренированная память удерживает вид каждой  полки в инструментальных кладовых, он знает «в лицо» каждый бульдозер и кран.
И в то же время из тысячи цифр и фактов руководитель в любую минуту сложит общую картину, высвечивающую ту или иную проблему. А его команда всегда готова к  ликвидации последствий происшествия не только на своей дороге: в последнее время горьковчане отважно действовали и на Московской, и на Куйбышевской магистралях. Неудивительно, что в 2014 году они раз за разом выходили в лидеры сетевого соревнования.
...Те 33 вагона с газовым конденсатом, которые загорелись из-за неисправности колесной пары у входных стрелок станции Поздино, представляли в ночи страшное зрелище. Четыреста метров пламени выше десятиэтажного дома – вот что увидели выпрыгнувшие из служебных вагонов руководители Горьковской дороги. После короткого совещания штаба Игорь Быков собрал всех восстановителей на болотистом краю поля под откосом с обваливающимися бочками-цистернами.
Командование участками приняли начальники поездов. А сам Игорь Юрьевич то и дело поднимался на высокую точку, чтобы увидеть общую картину. Редко повышающий голос в будничной обстановке, в тот жуткий день он настойчиво разгонял работавших у цистерн людей, если чувствовал, что им грозит опасность. Всё было раскалено и дышало жаром. Недаром сотрудники МЧС вначале долго не давали разрешения на работу по намеченному восстановителями плану, предлагая  вывезти бочки подальше в поле и там уже бороться с огнем: «Мы не берём на себя ответственность за возможные последствия». Однако железнодорожные руководители  понимали, что это нереально – каждая ёмкость грозила взорваться в любую минуту, сжигая людей. Быстрее и проще было сбросить бочки с откоса на полосу отвода. И только когда начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун взял ответственность на себя (за Поздино встал весь Транссиб!), «чрезвычайники» отступились.
Взрывающиеся на путях и под откосом бочки держали начеку всех: от пожарных, ни на минуту не опускавших рукава с пенным раствором, до сварщиков, отрезающих газорезкой автосцепку в считанных сантиметрах от горящих цистерн. В таких условиях восстановители не только подняли и убрали 33 сошедших с рельсов цистерны, но и – прежде всего! – загородили огню дорогу в жилые кварталы пристанционной слободы. В официальных документах зафиксировано время, затраченное на эту работу: 985 минут. Более шестнадцати часов в дыму и взрывах! Есть в бесстрастных протоколах и другие цифры: «среднее время уборки одной единицы подвижного состава ограничилось 27 минутами, при нормативе 60 минут». За каждую минуту отвечал своей жизнью Игорь Быков.

Автор: Лариса Андрюшина