Водить по БАМу поезда Восточно-Сибирский путь

Водить по БАМу поезда

Василий Чуприков, машинист эксплуатационного локомотивного депо Лена

Машинист со станции Лена отмечен правительственной наградой за трудовые успехи

Сегодня Василий Васильевич один из опытнейших машинистов Восточно-Сибирской дирекции тяги. Работает он в эксплуатационном локомотивном депо Лена. И водит пассажирские и грузовые поезда по участку Лена – Коршуниха-Ангарская. Путь его всегда лежит мимо станции Янталь, которую много лет возглавлял его отец, где трудилась дежурной по станции и по сей день живёт мама.
– Теперь вы понимаете, почему я стал железнодорожником?
По окончании средней школы он поехал поступать в военное танковое училище. Но, видно, сильнее оказались законы фамильной династии, которые и вели молодого человека к железнодорожной профессии.
Как-то в дорожной газете он прочитал объявление о наборе учащихся в Нижнеудинское профтехучилище для получения специальности помощника машиниста. И принял решение о поступлении. «Здесь куётся рабочий народ для Восточно-Сибирской железной дороги», – сказал мастер училища, знакомясь с первокурсниками. Слова эти так сильно врезались в душу северянина Чуприкова, что тот твёрдо сказал себе: «Я буду водить поезда!»
– Среда предопределяет дальнейший путь человека. Когда было мне лет пять, мои родители жили и работали на малой станции Весёлый Бор. Её давно нет на картах железных дорог страны. Ездили отец и мать по разной надобности в Гидростроитель пассажирским поездом, порой и меня брали с собой, а вечером мы возвращались на перекладных. Поэтому часто подсаживались к локомотивным бригадам грузовых составов. Помню, всякий раз машинисты спрашивали меня: «Когда вырастешь, Вася, кем будешь?» «Машинистом!» – отвечал я.
Восемь лет назад Василий Чуприков предотвратил сход поезда. Многолетний профессиональный опыт и большая ответственность за порученное дело были опеределяющими в минуты, за которыми стояло правильное решение. В раннее зимнее утро, когда стоит ещё тьма кромешная, вёл он пригородный поезд сообщением Киренга – Лена. На перегоне Звёздная – Чудничный заметил, что рельс не даёт отблеска. Почувствовал неладное, сообщив диспетчеру о возможном браке в стальной балке. Потом путейцы зафиксировали на ней выкол размером более двадцати сантиметров. Тогда Василию Василиевичу объявил благодарность президент компании «РЖД» Владимир Якунин.
В этом году имя машиниста с бамовской станции Лена вновь прозвучало на высоком уровне. По указу президента страны Владимира Путина он награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Так в транспортной компании решили отметить человека за достигнутые им трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу.
Коллеги по депо называют Василия Васильевича человеком ответственным. Так считает и сам Чуприков. В разговоре с ним я попросила дать краткую характеристику самому себе. Мой собеседник, не мешкая, ответил: «Я ответственный человек».
– Не терпит наша работа разгильдяйства. Я работу машинистов сравниваю с действиями разведчика. В пути мы находимся в постоянном нервном напряжении. И на принятие решения нам отводится каких-то четыре – шесть секунд... Поэтому каждый понимает, насколько важно, чтобы рядом был хороший помощник.
Вот почему к вопросу наставничества у Василия Васильевича особо серьёзное отношение. Приходящему в депо новичку всегда готов помочь. А когда видит, что помощнику по силам самому водить поезда, всегда поддержит в решении встать за пульт управления.
– Мой дед во время Великой Отечественной войны восстанавливал железные дороги. Сын Артём продолжает династию, окончил ИрГУПС и работает движенцем на Красноярской дороге. Предки мои, думаю, были бы на меня не в обиде. Фамилию Чуприковых ношу достойно.
Автор: Лейла Мустафаева