Мастер погонь, засад и захватов Забайкальская магистраль

Мастер погонь, засад и захватов

Владимир Моисеев, начальник караула

Из толкового механика вовремя получился отличный стрелок и охранник

При первом знакомстве бодрый седой начальник караула “читает” нас с фотокором за секунды. В движениях Владимира Моисеева искрит реакция борца. Недаром в юности его “коньком” на ковре был бросок с захватом рук через спину. Заранее соболезную всем покушающимся на железнодорожные грузы.

Когда тебя бросают через бедро, “полёт” выглядит стремительно, но всё же с возможностью ориентации в пространстве. А бросок через спину или через себя, когда противник сжал тебя в тисках захвата и “выбросил” пружиной согнутых ног и сильной спины чёрт знает куда, не только дезориентирует, но и ошеломляет весьма болезненным и травмоопасным падением. С приземлением, гражданин. Пройдёмте!

В секцию классической борьбы, ставшей впоследствии греко-римской, юный Володя пришёл осознанно, с удовольствием тренируясь у Николая Николаевича Кибирева в “Трудовых резервах”.

Звёзд с неба парень не хватал, больших званий не заслужил, но старался и стал обладателем первого взрослого разряда, а в ДОСААФ совершил три прыжка с парашютом.

Любовь к спорту помогла в армии. Срочную служил в Хара-Бырке, в спецназе ВДВ при Главном разведывательном управлении.

Когда начинаем беседовать, Владимир Алексеевич не сразу вспоминает случай предотвращения кражи, которым я интересуюсь. В памяти их за годы службы накопилось множество. А счёт спасённым от разорения ворьём грузам Владимир Моисеев ведёт ещё с приснопамятных 90-х, когда железнодорожные составы с китайским ширпотребом голодный и бедновато одетый лихой люд “теребил” не только в Забайкальске и на Чите-1, но и в других местах, где скапливались вагоны с импортными коммерческими грузами.

– Вагоны в Забайкальске тогда взламывали целиком, вскрывая даже полы, – вспоминает мой собеседник. – А в Чите их “добивали”, стараясь унести всё, что не украли на Южном ходу.

Первый случай поимки воров, после устройства в отряд из рядов шоферской братии, он помнит хорошо. В мае 1997 года, благодаря быстрым действиям Моисеева, в южном парке Читы были задержаны двое граждан, 1963 и 1971 годов рождения, совершивших кражу большой партии мягких игрушек производства КНР из крытого вагона. Позже, сдавая задержанных транспортной полиции, Владимир никогда не интересовался судьбой воров – хватало своей работы.

Его коллеги рассказали, что когда сотрудники ведомственной охраны совместно с милицией навели порядок на читинском участке работы, “несуны” подняли головы в других местах Забайкальской магистрали, где всё острее обозначивался вопрос хищений деталей верхнего строения пути и порчи железнодорожного имущества.

В ноябре 1998 года Владимир Моисеев, ещё будучи оперативником, участвовал в задержании преступников, ворующих дроссельные трансформаторы ДТ-150 и ДТ-300 из путевых ящиков, что угрожало безопасности движения поездов и проведению маневровых работ на станции. А сейчас Владимир Алексеевич уже руководит такой работой в должности начкара.

В одну из сентябрьских ночей 2012 года в ходе оперативно-профилактических мероприятий на станции Дарасун начальник отделения Владимир Моисеев, стрелки Анатолий Филинов и Алексей Маликов при поддержке читинских транспортных полицейских задержали 31-летнего “узкого специалиста”, который ещё в июле поживился хищением восьми новых колёс, двух домкратов и двух комплектов ключей зажигания с вагона, предназначенного для перевозки легковых автомобилей в составе грузового поезда. В ходе обыска по месту жительства вор был изобличён полностью.

Через год Владимир Моисеев с коллегами вышел на след... бомжа-проныры, 1967 года рождения, который ещё долго бы таскал детали электровозов из экспериментального цеха локомотивного депо на станции Чита-1, но на цифре в 400 кг совокупно наворованного металла был пойман охранниками!

Портрет нарушителя, покушающегося на грузы, перевозимые по Забайкальской железной дороге, Владимир Моисеев хоть сейчас нарисует с закрытыми глазами. Это, как правило, циничный, осторожный и достаточно экипированный расхититель собственности. Если раньше лиходеи рубили пломбы и пробивали ломами двери вагонов, что называется, внаглую, порой на глазах у охраны, то сейчас воры поменяли тактику, став хитрее и аккуратнее. Они часто передвигаются на машинах, с хорошими радиостанциями, фонарями и всей необходимой оснасткой. Такие горазды как на долгое выслеживание состава, так и на подсадку на платформу. Скрылась кабина локомотива в кривой – и “джентльмены удачи” уже вскакивают на платформу, начиная курочить технику или сбрасывать мелкие грузы.

Особенно “глаз да глаз” за составами нужен в районе станций Черновская, Домна, Ингода, где кривых участков пути множество.

В одном из таких мест, на перегоне Чита-1 – Кадала, при неграфиковой стоянке поезда на 6192-м километре Транссиба, 25 апреля 2014 года в результате умелых профессиональных действий стрелковой команды станции Чита-1 под руководством Владимира Моисеева был задержан и передан сотрудникам полиции неработающий оболтус 1992 года рождения. Информация о преступнике поступила через группу быстрого реагирования (ГБР). Вор орудовал в одиночку в районе озера Кенон. Его действиям помогали, в том числе и путеремонтные “окна”, во время которых поезд останавливался. Ещё бы чуток – и вор проник бы внутрь “сетки” с автомобилями, но бойцы группы быстрого реагирования пресекли его действия. Ухарь успел только снять пломбу – и был взят “под белы ручки” Моисеевым, Маликовым и Филиновым.

В планах грабителя было снятие колёс, воровство автоключей, автомагнитолы и возможное снятие автомобиля с платформы, осуществив которое, он бы стал кратно опаснее для окружающих...

За многолетнюю безупречную службу в рядах военизированной и ведомственной охраны Владимир Алексеевич не раз поощрялся руководством отряда, филиала, лично генеральным директором ФГП “ВО ЖДТ РФ”, и как стрелок совместной спецгруппы, и как начальник караула. Есть у него даже Благодарственное письмо губернатора Читинской области (2009). Но для Владимира Моисеева не меньшей наградой является каждодневное отношение коллег, начальства и подчинённых.

Заместитель начальника команды по кадрам и социальным вопросам Константин Королёв о коллеге говорит без утайки:

– С Владимиром Алексеевичем мы работаем вместе уже 18 лет, и за этот долгий период не могу вспомнить чего-то плохого. Владимир Моисеев – надёжный товарищ и отличный человек, настоящий профессионал своего дела. Ошибок он не допускает, а любую неточность всегда способен поправить молниеносно.

А в свободное время Владимир с супругой Ириной Валерьевной на станции Ингода строят, как он говорит, “домик на пенсию”. Отвлечься от погонь и засад главе семьи помогают рыбалка и охота, правда, за последние два года поохотиться на копытных четвероногих или на птицу просто не было времени.

Его и на родных-то хватает с трудом, но отец за них спокоен. Сын Виталий служит прапорщиком по контракту, дочь Анна тоже военнослужащая. Не чает молодой дед души и во внучке Полине.

Пока говорим, Владимир больше повествует не о себе, а о коллегах – Игоре Анатольевиче Еманакове и Константине Сергеевиче Королёве – тех асах охранной работы, с кем он начинал трудится и на кого равняется по сей день, понимая, что даже при зарплате в 15–18 тыс. рублей главной задачей стрелков остаётся не поимка расхитителя, а недопущение самого случая кражи или взлома.

В этом членам ГБР охотно помогают и сами железнодорожники – например, машинисты, сообщающие о неграфиковых остановках поезда или об автомобилях, подозрительно сопровождающих состав.

Кстати, по словам Владимира Алексеевича, порой представители той или иной шайки чувствуют засаду вохровцев практически “пятой точкой” и по неизвестным причинам не идут на преступление. Энергетика защиты грузов профессионалами работает даже на расстоянии! Впрочем, общаясь с этим человеком, я отчётливо осознаю, что настоящих секретов своей разноплановой работы он через газету не раскроет, ибо преступники тоже не чураются чтения прессы и вооружать их дополнительными сведениями ни к чему.

А ещё, во внешности этого симпатичного спортивного человека я разглядел своего учителя физкультуры Леонида Васильевича Будина, служившего в своё время на острове Даманском и прививавшего нам в школе азы борьбы.

Сильные люди нередко похожи – прежде всего, тем, что не “кидают” своих!

Автор: Сергей Гриднев