Спасительный островок Звезда

Спасительный островок

Елена Юдайчева, Осмотрщик вагонов КП Миллерово ПТО Лихая

Опасная поломка была выявлена вовремя

Осмотрщик вагонов КП Миллерово ПТО Лихая эксплуатационного вагонного депо Лихая Елена Юдайчева предотвратила крушение пассажирского поезда и спасла тем самым жизни пассажиров и подвижной состав.

«Елена Юдайчева при выполнении должностных обязанностей проявила высокий профессионализм и бдительность и своими грамотными оперативными действиями обеспечила безопасность движения поездов» – это скупые строки из представления к награждению. А как было на самом деле?
– Я работаю осмотрщиком вагонов почти 13 лет, за это время выявляла много разных дефектов, но такой серьезный с отцепкой мне попался первый раз, тем более в пассажирском поезде. Я когда его увидела, у меня был чуть ли не шок. Даже представить не могла, что такое может случиться с вагоном в пути следования, тем более в пассажирском поезде, где в это время мирно спали ничего не подозревавшие о грозящей им опасности люди, –
говорит Елена.
Та смена проходила, как обычно. Елена стояла на пропуске поездов, осматривая подвижной состав с ходу.
– Мы с островков безопасности проверяем все грузовые и пассажирские поезда, проходящие по станции. На этот раз получилось так, что я оказалась в нужное время и в нужном месте, – считает Елена.
Это было около трех часов ночи – как раз то самое время, когда уже накапливается усталость и порой глаза смыкаются сами собой. Стояло лето, и поездов было много. Но Елена чувст¬вовала себя бодро – сказывалась обретенная за долгие годы профессиональная привычка работать по ночам и нормальный отдых перед сменой.
На этот раз она встречала пассажирский поезд №398 Махачкала – Санкт-Петербург, внимательно вглядываясь в вагоны. Вдруг поняла: во втором с головы вагоне что-то не так. Там отсутствовала крышка буксы, а это уже случай из ряда вон выходящий. Все буксы должны быть защищены крышками, поскольку их отсутствие чревато попаданием внутрь пыли и воды и разрушением этого узла.
Елена последовала за поездом в парк станции, чтобы тщательно все осмотреть и проверить.
Она провела осмотр вагона вместе с напарником – осмотр¬щиком Александром Осичкиным. Все оказалось еще хуже: отсутствовала не только смотровая крышка (с торца шейки оси), но и стопорная планка, произошел обрыв шкива редуктора ременного типа, были сломаны головки болтов, и у вагона начала разваливаться букса. Эти неисправности неминуемо привели бы к крушению пассажирского поезда.
Проводники (поезд обслуживала махачкалинская бригада) в пути следования слышали какой-то посторонний стук, словно кирпичом ударили по вагону. О происшествии был поставлен в известность электромеханик поезда. На стоянке он вроде бы осмотрел вагон, но ничего не обнаружил.
Осмотрщики заявили отцепку вагона, поскольку ехать дальше он не мог. Работники ПТО все сделали оперативно. Но поезд пришлось задержать на станции на полтора часа: пока пассажиров перевели в другие вагоны (а в неисправном было очень много детей), пока отцепили неисправный, произвели прицепку, опробовали тормоза. А отцепленный вагон стоял всю ночь, поскольку на этой станции его было негде ремонтировать.
За проявленную бдительность Елену благодарили многие руководители. Ведь она по существу спасла людей и имущество. За этот случай она была премирована часами от начальника дороги. Награду вручил начальник депо на общем собрании коллектива в ДК железнодорожников станции Лихая.
По словам Елены, она даже не ожидала такого внимания к себе. А во время самой процедуры награждения волновалась и смущалась, потому что на торжественные мероприятия ходит редко.
Таким образом, все произошло для нее неожиданно. Хотя она согласна с тем, что работа, которой она занимается, – ответ¬ственная и важная, что она ее хорошо выполнила, и награда заслуженная.
В этом году исполняется 10 лет, как Елена работает в Миллерово на ПТО. А до этого трудилась в Лихой в Воронежском и Северном парках станции, Глубокой. Все время в вагонном хозяйстве.
Вот как ее характеризует начальник ПТО Лихая Данила Тищенко.
– Очень крепкий, надежный специалист, грамотный, дисциплинированный, ответственный. Неравнодушный человек, на которого можно положиться.
– Тяжело женщине быть осмотрщиком вагонов? – интересуюсь у нее.
– Конечно, это нелегкий труд. В первую очередь из-за ночных смен, от которых сильно устаешь, – честно признается она. –
Бывает, так хочется спать, но идешь вдоль состава и понимаешь, что надо все внимательно осмотреть, не дай Бог пропустить брак, который может привести к беде, поэтому гонишь прочь усталость.
Елена – верующий человек, и она считает, что все нужно делать по совести.
Работа осмотрщика не проста, но если взялся ее делать, то отступать нельзя, надо все видеть, слышать, замечать, не подводить себя и товарищей – убеждена Юдайчева.
– Мне кажется, что раньше трудиться было проще, чем сейчас, – считает она. – Все больше появляется новшеств, растут и требования к обслуживанию. Ко всему сразу привыкнуть бывает сложно, тем не менее стараюсь быть на достойном уровне, развиваться. Я ведь сама выбрала профессию, правда, по совету папы. Как можно было не подхватить семейную эстафету? Я из потомст¬венных железнодорожников – в семье три поколения были вагонниками. Все работали в Миллерово.
На дороге трудился ее дедушка Виктор Ребров, который от рядового вагонника дослужился до заместителя начальника депо. По его стопам пошел ее отец –
Владимир Ребров. Он начинал слесарем сборочного цеха вагонного депо в Миллерово, потом стал начальником этого депо, возглавлял депо в Глубокой, в Лихой.
В настоящий момент Елена работает в депо вместе с братом Андреем Ребровым.

Автор: Александр Панченко