Три миллиона в год Красноярский железнодорожник

Три миллиона в год

Дмитрий Кизилов и Вячеслав Крутилин, начальник сектора эксплуатации объектов теплоснабжения, заместитель начальника Красноярской дирекции по тепловодоснабжению

Тандем красноярских теплоэнергетиков занял первое место в сетевом конкурсе «Идея-2014».

В котельной на станции Боготол рационализаторы внедрили установку, которая позволит экономить более 2,8 миллиона рублей в год (!). Высокую награду за это достижение в номинации «Лучшее техническое, технологическое решение в области экономии ресурсов на тягу поездов и в стационарной энергетике» одному из инноваторов – начальнику сектора эксплуатации объектов теплоснабжения Дмитрию Кизилову – в Москве вручил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович.
Руководит мини-командой проекта заместитель начальника Красноярской дирекции по тепловодоснабжению Вячеслав Крутилин. Рационализаторы шли к реализации своего проекта несколько лет. А, так сказать, идеологическую направленность им задавали вышестоящие руководители дирекции и дороги.
– Как вы считаете, почему первую премию присудили именно вашему проекту, выделив его из многих других по всей сети? – обращаюсь я к победителям.
Рационализаторы считают, что большую роль сыграл экономический эффект, который получится после полного запуска технологии. А также тот факт, что установка практически готова и осенью запускается в работу.
Котельная в Боготоле, помимо железнодорожных потребителей, обеспечивает теплоснабжением практически весь город.
Рядом с котельной есть своя действующая скважина. Однако приходится ежегодно покупать воду у городского водоканала, поскольку в своей скважине вода имеет высокое содержание щёлочи, из-за чего котлы не могли на ней работать. Поэтому специалисты дирекции постоянно возвращались к вопросу замены покупной воды своей. Активно перерабатывали опыт из специализированной прессы, сотрудничали с Сибирским федеральным университетом.
Суть проблемы заключалась в том, что щёлочь – это фактически стиральный  порошок, который провоцирует вспенивание.  А в котле работает  барабан,  в  котором  разделены две субстанции – вода и пар. При вспенивании пограничного слоя происходят забросы воды в паропровод, что приводит к гидравлическим ударам. Уровень воды в системе начинает скакать, что очень опасно.
Именно поэтому щёлочность воды в котле жёстко регламентируется.
– Мы ничего принципиально нового не изобрели, – говорит Вячеслав Крутилин. – Но, применяя тщательный инженерный подход, мы начали использовать современные методы обработки щелочной воды, адаптировав их к своей котельной.
Раньше процедура водоподготовки проводилась в большом помещении в пяти баках высотой три метра и диаметром 2 ,6 метра. Сейчас же новая система, которую предложили рационализаторы, представляет из себя обыкновенный трубопровод, в который врезаны два насоса-дозатора и расходомер с задвижками.
По сути это полутораметровый участок трубы со встроенной установкой – компактная автоматика, шланги и ёмкость с кислотой, которая призвана нейтрализовать щёлочь. Насосы-дозаторы с  определённой частотой в зависимости от расхода воды регулируют поступление кислоты. Так идёт процесс нейтрализации. Чтобы исключить возможность превышения содержания кислоты в воде, на водяном тракте установлены специальные фильтры, которые работают как буферы. Поэтому вероятность того, что кислота попадёт в оборудование, нулевая.
– В нашем проекте мы убиваем сразу двух зайцев, – объясняет Дмитрий Кизилов. – Снижаем как себестоимость вырабатываемой тепловой энергии на котельной, так и себестоимость добычи воды из скважины за счёт роста её объёмов.
Сейчас технология, получившая первую премию на конкурсе «Идея-2014», проходит апробацию и проработку. Переход на постоянную работу намечено осуществить уже в ноябре.
Автор: Андрей Григорьев