Ревизорский маршрут Октябрьская магистраль

Ревизорский маршрут

Владимир Фёдоров, ревизор по безопасности движения

Владимир Фёдоров восполняет пробелы в знаниях работников и в управлении безопас-ностью

Санкт-Петербургский регион – не море, но так как разделён Невой на две части, то и получается у территории два берега. У Фёдорова участки на левом – от Питера до Окуловки, Новгорода и Жихарево. Это его постоянный маршрут. Около 200 километров в один конец. Семь-восемь про-верок в месяц, не считая ревизий и квартальных осмотров. В зоне его ответственности расположены самые крупные станции не только Санкт-Петербургского узла, но и всей Октябрьской дороги. Одна «Сортировка» чего стоит! К жизни на колёсах привык, как-никак за плечами двенадцать лет ревизорской работы. Сейчас он как раз возвращается с очередной комплексной проверки, со станции Тосно. Вечер – отличное время для хорошо поработавшего человека. Идёшь с чувством выполненного долга и с лёгким сердцем домой, в голову, освободившуюся от производственных проблем, вплывают лёгкие мысли. Если тебе не нужно в семь вечера возвращаться в рабочий кабинет, чтобы составить отчёт о предыдущей проверке (о срочности которого ему сообщили по телефону), а завтра к восьми утра ехать на сетевое видеоселекторное…
Хоть и закончилась проверка позже предполагаемого времени на полтора часа, и нарушения нашлись, но впечатление от станции у Владимира Петровича осталось самое благоприятное. По-звольте, спросят старые железнодорожники, разве у ревизора по безопасности может быть бла-гоприятное впечатление от выявленных нарушений? От нарушений – нет, а от общения – да. Когда-то Владимир Фёдоров и сам работал на станции и поэтому понимает тех, кто занят в производственном процессе. Он, конечно же, найдёт какие-то отступления от инструкций и замечания напишет, но при этом никогда не устраивает разнос и не унижает достоинство проверяемых. Разбор замечаний он называет «консультированием».
– Сейчас много издаётся новых инструкций, телеграмм, очень трудно удержать всё в голове, – говорит Владимир Петрович. – Случается, люди ставятся в такие условия: чтобы выполнить плановые задания, нужно пренебречь какими-то нормативами по безопасности движения…
В прошлом году ревизоров по безопасности исключили из комиссий по испытаниям при приёме на должности, связанные с безопасностью движения. Есть объяснение у Фёдорова: «Штаты не укомплектованы, нужно срочно кого-то ставить. Решили упростить процесс и облегчить прохож-дение экзаменов. Начальники станций тоже жалуются: после нововведения уровень знаний ра-ботников заметно снизился». Вот и приходится Владимиру Петровичу без конца «консультиро-вать» линию. Слава богу, экстремальных выездов по чрезвычайным поводам за годы его работы не было: Октябрьскую дорогу можно считать благополучной. Думает ли Фёдоров о том, что и его усилиями обеспечивается стабильность, надёжность, безопасность пассажиров и сохранность грузов, следующих по магистрали? Конечно. Без осознания важности и ответственности своей роли не бывает профессионалов. А его называют профессионалом с большой буквы.
– Владимир Петрович умеет отстаивать свою позицию, невзирая на лица, – говорит заместитель главного ревизора ОЖД по безопасности движения Максим Рябович. – К нему прислушиваются коллеги, потому что знают его как очень опытного, грамотного и в то же время скромного специалиста. Кроме того, он учит новичков, приходящих на должность ревизора.
Степень влияния отдельного ревизора на дорожную картину в целом оценить сложно. И поэтому в аппарате РБ измеряют работу количеством. За год, например, Владимир Фёдоров провёл 11 технических ревизий станций, подготовил 240 указаний для улучшения ситуации в структурных подразделениях. Будучи уже человеком в возрасте, он окончил Школу резерва руководителей и Институт повышения квалификации и переподготовки при ПГУПСе. И теперь его компетенций хватает на то, чтобы проводить аудиты и помогать другим в освоении методик риск-менеджмента. Ревизор новой формации? Да, но одновременно и классический. Мудрёные термины и максимально объективированные статистические методы не превратились для него в призму, сквозь которую сложно рассмотреть субъектов деятельности. Как выразился один из коллег, Фёдоров – ревизор с человеческим лицом, «незамундиренный». Он сам много лет занимался чисто практической деятельностью.
После железнодорожного техникума распределили в институт «Ленгипротранс». Сначала техник, а потом – старший геодезист, он с товарищами делал съёмку для проектов реконструкции станций Новгород и Рига, электрификации направления Рощино – Выборг. Место работы пришлось поменять в перестроечные годы, когда резко сократились инвестиции в развитие инфраструктуры. В тридцать с лишним лет Фёдорову пришлось, можно сказать, начать с нуля, хотя и в полном соответствии с полученным образованием по специальности «Эксплуатация железных дорог». В 2004-м он пришёл составителем поездов на «Сортировку». Шесть лет работал дежурным по станции и два – дежурным по парку. Так что отлично понимает движенцев и сочувствует им. С сожалением констатирует, что престиж железнодорожных профессий сильно понизился в последние годы.
– Вы не поверите, но люди сейчас не идут в начальники станции, не стремятся, во всяком случае, – говорит Фёдоров. – На некоторые маленькие станции Санкт-Петербургского региона не могут найти руководителей. Почему? Зарплата маленькая, ответственность – колоссальная. Да ещё и в смену работать приходится за отсутствующих дежурных.
Можно ли при таких исторических обстоятельствах ставить вопрос об упразднении ревизорского аппарата? Ссылки на западный опыт неуместны, считает Фёдоров. Что Западу хорошо, то Востоку может быть смертельно. Ведь даже при стройной системе контроля на РЖД в этом году произошло два случая ухода подвижного состава. «Безопасность важнее показателей. Всех денег не заработаешь, а здоровье и жизнь ни за какие деньги не купишь» – это можно считать ревизорским кредо Владимира Фёдорова.
Автор: Галина Морозова