Видит перед собой ясную цель Забайкальская магистраль

Видит перед собой ясную цель

Владимир Козеев, начальник отдела комплексных разработок дорожного конструкторско-технологического бюро

20 лет назад железная дорога “привела” Владимира Козеева в конструкторы.

В канун Дня железнодорожника руководитель Забайкальской магистрали Валерий Фомин поздравил начальника отдела комплексных разработок дорожного конструкторско-технологического бюро Владимира Козеева с присвоением ему звания “Лучший изобретатель ОАО “РЖД”.

По-настоящему ценить техническое творчество во всех его проявлениях Владимира Козеева научила... трагедия, унёсшая сотни человеческих жизней из-за перекрытых кранов тормозной магистрали поезда. К тому времени Владимир Викторович уже “пустил корни” на Забайкальской железной дороге и работал начальником радиоизмерительного вагона службы сигнализации и связи. Ещё в институте он защитил дипломную работу по разработке радиоизмерительного комплекса параметров поездной радиосвязи. Такого рода деятельностью Владимир Козеев занимался и в последующем, совершенствуя радиосвязь диспетчеров, дежурных по станции с машинистами локомотивов.

– Когда на станции Каменская, что в Средней Азии, произошло крушение поезда из-за отказа тормозной магистрали, главный ревизор нашей дороги Пётр Андреевич Демидов выступил с инициативой придумать прибор, который бы предотвращал подобную ситуацию, – вспоминает Владимир Викторович. – Решить эту задачу поручили мне и старшему электромеханику радиосвязи Виктору Герасименко. Мы сделали такой прибор, несмотря на то, что я уже не работал на дороге. Тяжёлые перестроечные времена заставили сменить ряд рабочих мест. Трудился по специальности, поскольку автоматика, телемеханика и связь стали делом жизни. Поэтому и работу над прибором не бросал. Когда мы его сделали, им заинтересовалось одно из конструкторских бюро оборонной промышленности и предложило руководству ЗабЖД организовать производство таких приборов за свой счёт.

Когда в 1994 году Владимиру Козееву предложили вернуться на дорогу уже в новом качестве – конструктором в дорожное конструкторско-технологическое бюро (ДКТБ), он согласился. И, как показала дальнейшая жизнь, “нашёл себя” в этом коллективе. Через пять лет они с Герасименко получили патент России на устройство для контроля тормозной магистрали поезда (УКТМ). “Особое конструкторское бюро “Пеленг” выпустило опытную партию приборов. В них применяется оригинальный способ передачи кодированного сигнала, защищённого отдельным патентом “Способ передачи адресных сообщений”. Авторами разработки стал творческий дуэт Козеев – Герасименко. Эти устройства несколько лет использовали не только в локомотивных депо Забайкальской магистрали, но и по всей сети железных дорог, что позволило повысить безопасность движения поездов.

А в 2000-м Владимир Козеев разработал электронную педаль для аппаратуры КТСМ, защищённую патентом “Устройство фиксации прохождения колёсной пары и путевой датчик”. Приёмочные испытания педали проводила комиссия ОАО “РЖД” в октябре 2006 года в Екатеринбурге. Испытания прошли успешно, и комиссия рекомендовала это устройство к постановке в серийное производство. С тех пор система САИ “Пальма” применяется на всей сети РЖД, обеспечивая безопасность движения поездов, в том числе на скоростном направлении Санкт-Петербург – Москва.

Отдел комплексных разработок небольшой. Его ядро составили Владимир Козеев, Виктор Герасименко и Константин Бизяев. В своё время все они уходили с дороги и вернулись, когда последней понадобились толковые конструкторы, имеющие склонность к техническому творчеству на самом высоком уровне – изобретательской деятельности. Все трое – очень грамотные специалисты по разработке и изготовлению конкретных, нередко сложных конструкций.

Сравнительно недавно пришёл в их отдел Александр Номоконов, грамотный и перспективный специалист. У него имеется всё для того, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.

– Конструкторы отдела комплексных разработок способны решать самые сложные задачи, – считает начальник ДКТБ Анатолий Куц. – Они разрабатывают разнообразное технологическое оборудование и устройства специального назначения для ремонтных предприятий служб и дирекций дороги. При этом всегда выполняют работу на высоком техническом уровне, качественно и в заданные сроки. А разработки Владимира Козеева и Виктора Герасименко отличаются простотой в изготовлении и надёжностью в эксплуатации. Оба уже достигли пенсионного возраста, но их творческой активности и высокому потенциалу можно по-хорошему позавидовать. Мы их ценим!

Забайкальская магистраль, помимо перевальных участков, изобилует кривыми участками малого радиуса, что влияет на сильный износ как рельсов, так и колёс подвижного состава. Дорожное конструкторско-технологическое бюро в своё время разработало и сделало для ЗабЖД вагоны-рельсосмазыватели. Если раньше оператор нажимал на педаль при подаче смазки, определяя её количество на глазок, то сегодня она осуществляется с помощью автоматизированной системы. Забайкальские конструкторы выиграли сетевой конкурс, который проходил в подмосковной Щербинке на специальном испытательном кольце. А затем их разработку использовала известная московская фирма ТВЕМА. Она и приступила к изготовлению вагонов-рельсосмазывателей нашей конструкции для ОАО “РЖД”, внося в неё со временем изменения.

Но на этом поиск оптимального варианта смазывания системы колесо – рельс не закончился. Дело в том, что стационарные лубрикаторы типа СПР-06, установленные перед кривой или стрелкой, наносят вначале смазку на рельс, после чего она попадает на колёса локомотива и вагонов идущего поезда. Эффект смазывания незначителен из-за малого попадания смазки на колесо. И в ДКТБ нашли лучшее на сегодня решение этой проблемы не только для Забайкальской, а для всей сети железных дорог России. Да что России – для всего мира! Совместными усилиями конструкторы отдела разработали и защитили уникальное, не побоюсь этого слова, устройство для смазывания пары колесо – рельс. Патент на эту полезную модель они получили в марте прошлого года. Устройство проходит испытания в Читинской дистанции пути.

– Наша система сразу наносит смазку на колесо проходящего поезда, – говорит Владимир Викторович. – При этом высокоэффективна при его скорости от 5 до 120 км/час. Это очень сложно – точно нанести на требуемый участок колеса необходимое количество смазки при большой скорости поезда. Мы не только первые, но и пока единственные в нашей стране, кому удалось решить эту задачу. Главное, чего мы добились, – высокой эффективности переноса смазки с колеса на рельс. Практически мы уже закончили испытание устройства, установленного на чётном пути перед переездом в районе Кенона. Организовали его испытания руководитель ДКТБ Анатолий Куц и начальник отдела лубрикации Игорь Кавинин.

К сказанному остаётся добавить, что авторами этой разработки, позволяющей в год экономить до 225 тыс. рублей на единицу продукции, являются Владимир Козеев и Виктор Герасименко. Весной прошлого года они получили патент России на уникальное устройство. А недавно Владимиру Викторовичу присвоили почётное звание лучшего изобретателя ОАО “РЖД”. Так высоко в компании оценили его 20-летнюю изобретательскую деятельность и создание пяти защищённых патентами разработок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов. К слову, ещё одна разработка изобретателя находится на рассмотрении в Роспатенте.

...Годы летят быстро. У супругов Владимира Викторовича и Антонины Михайловны уже взрослый сын, Владимир. Он окончил Сибирский госуниверситет путей сообщения, живёт и работает в Сочи. Специализируется в проектировании мостов и тоннелей, в том числе проектировал некоторые объекты при подготовке к недавней зимней Олимпиаде. Творческая жилка у него – от родителей, поскольку и мать многие годы работала в проектной организации.

Подрастает внучка Настя. Нынче она пойдёт в школу.

А её дедушка не собирается на покой. По-прежнему бодр, активен, целеустремлён и полон творческих идей.

Я бы и ушёл на пенсию, ведь работа конструктора очень тяжёлая, иногда в голове за день рождаются десятки, сотни технических решений, из которых надо выбрать лучшее. Но руководство не пускает, – улыбнулся ветеран. – Да и я, если честно, привык работать в таком режиме. Сейчас наш отдел трудится над разработкой, изготовлением и сдачей “под ключ” электронных устройств, предназначенных для автоматизации процессов в дирекции инфраструктуры, в том числе системы колесо – рельс. Наша цель – в век высоких скоростей постоянно повышать безопасность движения на дороге.
Автор: Николай Гоголь