Талантливый человек Забайкальская магистраль

Талантливый человек

Андрей Сукочев, машинисту тепловоза подменного пункта Шимановская

В жизни Андрея Сукочева есть два увлечения – локомотивы и живопись

За добросовестный труд на железнодорожном транспорте и большой вклад в обеспечение его устойчивой работы машинисту тепловоза из подменного пункта Шимановская Алексею Сукочеву на третьем сетевом слёте машинистов вручили знак “Лучший машинист локомотива” 3-й степени.

Судьба сводила меня с Андреем Сукочевым трижды. Впервые мне рассказали о нём как о замечательном художнике, который занимается на досуге реставрацией икон. Я встретился с ним пару лет назад, чтобы познакомиться и рассказать читателям “Забайкальской магистрали” о его увлечении. Вторично случай свёл меня с Андреем Леонидовичем в поезде в начале декабря прошлого года. Я возвращался из очередной командировки, а он – из Москвы, с третьего слёта машинистов. Недавно мы встретились с Андреем Сукочевым в музее подменного пункта, где машинист заканчивал работу над стендом, посвящённом бывшему министру путей сообщения Геннадию Фадееву, уроженцу Шимановска. Впрочем, обо всём по порядку.

Андрей Сукочев родился в Шимановске в 1972 году в семье железнодорожников. Его отец водил тепловозы, а мать всю жизнь проработала на станции составителем.

– На железной дороге работал и мой дед по материнской линии, Дорофей Дементьевич. Он трудился в паровозном депо, был старшим мастером, – рассказывает Андрей Сукочев. – Поэтому всё, чем я жил в детстве, было связано с железной дорогой.

Неизгладимое впечатление на маленького Андрюшку произвела первая поездка в кабине тепловоза с отцом в совсем ещё юном возрасте. Как потом вспоминала его мама, Нина Дорофеевна, четырёхлетний малец после первой в своей жизни поездки заявил, что обязательно будет “масинистом”. И детская наивная мечта позже стала делом всей жизни Андрея.

В 1992 году, сняв форму солдата-ракетчика, Андрей Сукочев пришёл в Шимановское локомотивное депо. Около месяца отъездив дублёром помощника машиниста, молодой человек успешно сдал экзамен на помощника машиниста электровоза, а спустя два года, отучившись в Свободненской дортехшколе, получил и права машиниста электровоза.

– Хотя я и имел право управлять локомотивом, но долгое время продолжал ездить помощником машиниста, работал в грузовом движении, – вспоминает Андрей Леонидович. – И только в 1999 году впервые поехал в поездку машинистом.

В 2001 году депо ощутило нехватку машинистов тепловоза и Андрею Сукочеву пришлось переквалифицироваться. И с 2007 года он бессменно работает в маневровом движении. Сначала это была работа на станции, теперь он занимается манёврами при Шимановском пассажирском вагонном депо. Машинист называет это ювелирным делом, ведь в работе с пассажирскими вагонами необходима особая точность. К примеру, постановка вагонов в цех текущего ремонта под домкраты допускает отклонение лишь в несколько сантиметров. К тому же необходимо быть постоянно настороже, ведь в депо работают люди. Свой мотовоз ТГК-2М, которым он управляет два дня через два, из-за малых размеров ласково кличет “мотовеликом”.

В жизни Андрея Сукочева есть два увлечения – локомотивы и живопись. Его картины, написанные “маслом”, знают многие шимановцы.

Ещё в школе мальчишкой он увлёкся рисованием, причём его никогда не устраивала приблизительность. Если брался рисовать локомотив, то вырисовывал его с тщательностью и в мельчайших деталях. Сначала это была акварель, потом гуашь и масляные краски. Позже, в старших классах, его научили технике рисования простым карандашом.

– Это очень интересная и сложная техника, – рассказывает железнодорожник. – Нужно суметь передать все цвета и оттенки простым карандашом. И передать так, чтобы увидел каждый.

После окончания средней школы, одновременно с учёбой в СГПТУ №3, Андрей Сукочев поступил на заочное отделение в Благовещенскую художественную школу. Талантливого юношу из Шимановска туда приняли без экзаменов, просто после собеседования. И не ошиблись! Сегодня его картины известны многим шимановцам. Работы Андрея Леонидовича выставлялись в существовавшем ещё несколько лет назад шимановском клубе железнодорожников.

– В основном картины расходятся по знакомым, – признался художник. – Но бывает также, что заказывают мои пейзажи с Камчатки, где живёт моя сестра. Благодаря ей, моё творчество знают и там. А ещё я иногда на заказ реставрирую иконы. Думаю, что каждому человеку необходимо иметь в жизни какое-то увлечение.

Когда я впервые встречался с Андреем Сукочевым, то был немало удивлён, что он рисует пейзажи… почти не выходя из дома. Оказалось, что художник обладает, можно сказать, феноменальной зрительной памятью. Взглянув однажды на пейзаж, он спокойно творит, не выезжая, как говорят его коллеги по кисти, “на натуру”. Исключение составляют полотна известных художников, с которых Сукочев иногда делает копии.

– Тут необходима кропотливая, я бы даже сказал, дотошная работа, по вырисовыванию всех деталей, – делится секретами творчества Андрей Леонидович. – Поэтому репродукцию, с которой копируешь, всё время нужно держать перед глазами.

Но пока что живопись у Андрея Сукочева отошла на второй план, он занялся строительством дома. Это должен быть уютный “семейный очаг” с мансардой. Для будущего дома уже готовы несколько картин – натюрморт для кухни и пейзажи для комнат. В планах у художника заняться альтернативным творчеством, он намерен создавать полотна не только масляными красками, но и с помощью подручных материалов, лепестков, листьев и зёрен.

Кстати, и у семнадцатилетнего сына железнодорожника, Алексея, есть тяга к творчеству. Но в отличие от отца, ему больше нравится моделирование, чем живопись. В его коллекции – пластмассовые, картонные и деревянные модели самолётов, военной техники и, конечно, локомотивов. Алексей учится в 11 классе и, скорее всего, после окончания школы будет поступать в Дальневосточный госуниверситет путей сообщения.

В Шимановском подменном пункте локомотивных бригад уже два года существует небольшой музей, рассказывающий об истории предприятия, прошедшего путь от паровозного депо до пункта оборота локомотивных бригад. И большинство стендов и макетов в музее сделано руками Андрея Сукочева.

– Конечно, музеем занимаюсь не я один, – говорит машинист. – Работаем в паре с машинистом-инструктором Сергеем Шишовым. С ним вместе готовили не один стенд, в том числе и тот, где рассказывается обо всех начальниках нашего предприятия. Помогает и сын Алексей, вместе с ним мы делали все макеты. Недавно повесили стенд, рассказывающий о знаменитом земляке, бывшем министре путей сообщения Геннадии Матвеевиче Фадееве. Хочется ещё сделать экспозицию со стендом и макетами локомотивов, которые ходили и ходят по Забайкальской дороге.

В декабре прошлого года, возвращаясь из очередной командировки, я встретил Андрея Сукочева и увидел в нём абсолютно счастливого человека. Он возвращался с третьего слёта машинистов. Мы ехали в одном купе, и он поведал мне подробности своей поездки в Москву.

– Если честно, то увидеть себя в списках, приглашённых на слёт машинистов, было для меня полной неожиданностью, – признаётся Андрей Сукочев.

Но, как рассказал начальник пункта подмены локомотивных бригад Андрей Черепинский, никакой случайности в выборе кандидатуры не было. Андрей Леонидович – один из лучших работников подменного пункта, имеющий к тому же активную жизненную позицию. Кроме того, в прошлом году он был награждён грамотой за подписью вице-президента ОАО “РЖД” Алексея Воротилкина за добросовестный труд на железнодорожном транспорте и большой вклад в обеспечение его устойчивой работы.

– Во время слёта я участвовал не только в различных заседаниях, где с нами делились опытом маститые коллеги, – сказал Андрей Сукочев. – Мы посетили экспериментальное кольцо в Щербинке, пункт оборота высокоскоростных поездов “Сапсан”, научно-клинический центр ОАО “РЖД”. Познакомились с новейшими разработками в локомотивном хозяйстве. По приезде домой я рассказывал обо всём этом коллективу, показывал наглядные пособия и схемы.

Там, в Москве, Андрею Леонидовичу вручили знак “Лучший машинист локомотива” третьей степени.

За время работы на железной дороге Андрей Сукочев ни разу не пожалел о выборе профессии. Он уверенно смотрит и в будущее, ожидая дальнейшего развития как отрасли в целом, так и своего предприятия.

Автор: Александр Потапов