Учитель движения Транссиб

Учитель движения

Юрий Липилин, составитель поездов станции Клещиха

Наставника со станции Клещиха знают во всем регионе дороги

Если спросить около трех десятков новосибирских движенцев – составителей поездов, дежурных по станции, маневровых диспетчеров, даже начальников железнодорожных станций и сотрудников региональной дирекции управления движением, – кто был их первым наставником, ответ будет одинаков: «Составитель поездов станции Клещиха Юрий Липилин».
С детства с вагонами
Будущий составитель поездов с детства полюбил железную дорогу и в особенности грузовые вагоны. Благо, любоваться всем этим у парня была возможность едва ли не ежедневно – и отец, и мать работали осмотрщиками вагонов, и сын Юрий частенько навещал их на рабочем месте.
– После школы я хотел пойти учиться на машиниста, но к тому времени набор на эту специальность в железнодорожном училище №10 уже был закончен, – вспоминает Юрий Викторович. – В итоге, ушел в армию.
Двое друзей детства Липилина в тот же год поступили в училище на эсцэбистов. Ирония судьбы: оба они сегодня на железной дороге не работают, зато Липилин, не имея среднеспециального образования, задержался в отрасли аж на 22 года. Но как же он стал железнодорожником? Да очень просто – несколько лет корпения за партами училища ему заменили полгода занятий с наставником на производстве. Как известно, на практике учеба идет намного быстрее, хотя и ответственность за свои действия несешь несравнимо более высокую, чем «теоретики». Уже через год после возвращения из армии Юрий вступил в должность составителя поездов станции Клещиха, в которой пребывает и по сей день.
– У моего наставника Анатолия Требухина был принцип: своему стажеру нужно доверять, ставить перед ним практические задачи и предлагать ему самостоятельно их выполнять. Так скорее вырабатываются навыки, да и уверенность в себе приходит. Со своими сегодняшними стажерами я работаю так же, разумеется, контролируя их действия, – говорит герой нашего очерка.
Итак, Юрий Липилин продолжил свою железнодорожную династию, и хотя он, в отличие от своих родителей, не вагонник, а движенец, с подвижным составом он находится в самом непосредственном контакте.
За два с лишним десятка лет работы Юрий Викторович имел возможность проследить, как меняется Клещиха. А перемен было немало, и благодаря им работы, по словам Липилина, стало и больше, и меньше одновременно. С одной стороны, с начала 1990-х годов вагонопоток существенно упал, да и подборку вагонов перераспределили с Клещихи на Инскую. С другой стороны, за годы работы Юрия Викторовича здесь построили две контейнерные площадки в дополнение к еще одной, и сегодня станция Клещиха является уникальной на всей сети в этом плане. Рост погрузки и выгрузки к прошлому году – также высочайший по региону. И большие объемы контейнерной погрузки существенно прибавили работенки в том числе и составителям поездов. Но Юрий Липилин отнюдь не жалуется – напротив, для него чем больше работы, тем лучше:
– Когда непогода – дождь, холод – выпадает на выходной день, меня из дома не выгонишь, зато в рабочую смену я ее будто и не замечаю, с головой ухожу в работу.
Олимпийская награда
Хоть Юрий Викторович и не говорит об этом напрямую, видно, насколько сильно он любит свою работу. Прирос душой и к станции, и к профессии, несмотря на всю ее опасность. Составителю поездов, как саперу, ошибаться нельзя. За невнимательность и халатность, равно как и за поспешность, можно поплатиться жизнью.
– Это первое правило, которое я прививаю своим стажерам: будь бдительным, береги себя, – рассказывает движенец. – Признаться, я чувствую себя в ответе не только за то, насколько профессионально будут работать мои стажеры в будущем, но и за их жизни, если хотите. Даже в глубине души облегченно вздыхаю, когда кто-то из них оставляет должность составителя поездов и идет дальше по карьерной лестнице.
А вот сам Юрий Липилин намеренно остается в этой, как говорят, самой опасной на железной дороге профессии. Еще в 1990-х годах его хотели выучить на дежурного по станции. Решил попробовать... и вскоре «сбежал» обратно в составители, хотя все отлично получалось. Душно в помещении, неуютно, куда приятнее трудиться на свежем воздухе, своими руками, с родными вагонами...
О своих наградах Липилин говорит с присущей истинным работягам скромностью: да, была грамота от заместителя начальника железной дороги и медаль от мэра города Новосибирска, но разве это так важно? И все же одна награда стоит особняком даже для него – в феврале этого года Юрию Викторовичу посчастливилось оказаться в Сочи в разгар зимней Олимпиады! Со всей сети отобрали около 260 лучших работников, которых в качестве поощрения за безупречный труд за счет компании «РЖД» отправили на несколько дней в столицу Олимпийских игр. И скромный составитель поездов станции Клещиха неожиданно для себя вошел в их число.
– Узнал я об этом 31 декабря прошлого года. Такой вот новогодний подарочек, – улыбается Липилин.
Для железнодорожников, попавших в заветный список, были организованы не только билеты на спортивные состязания олимпийцев, но и экскурсии по Сочи, по горному ландшафту, по объектам, которые ОАО «РЖД» подготовило к Олимпиаде. И конечно, море, которое новосибирец увидел впервые в жизни. Истинный сибиряк, Юрий Липилин на пару минут позабыл, что вокруг зима и снег, и прошелся босыми ногами по морской воде.

Педагогическая методика Липилина
И все-таки в первую очередь Юрия Липилина и на станции, и в Новосибирском центре организации работы железнодорожных станций (ДЦС-2) знают как многоопытного наставника, воспитавшего не одно и не два поколения движенцев.
– Наверное, все ребята, работающие сегодня у нас составителями поездов, прошли школу Юрия Викторовича, – утверждает начальник станции Клещиха Вячеслав Воеводский. – Хочу отметить и то, что никто из его бывших стажеров не ушел с железной дороги и многие пошли дальше по служебной лестнице.
А это тоже немаловажно – привить работнику с первых дней корпоративный патриотизм, любовь к стальным магистралям, к нелегкому труду железнодорожника. Юрию Липилину это удается, хотя он и сам не объяснит, каким
образом.
Первого стажера Липилин получил на рубеже 1990-2000-х годов. И пошло дело! Сам Юрий Викторович понял, что наставничество – это его, а начальство – что Липилин показал себя прекрасным проводником в профессию. С тех пор ежегодно он «выпускает» по два-три составителя поездов. Понятно, что с таким послужным списком Юрий Липилин просто не мог не стать лучшим на конкурсе профессионального мастерства наставников ДЦС-2, проводившемся нынешним летом.
– Начинаю обучение с того, что знакомлюсь со стажером поближе, стараюсь узнать, что он за человек, и в зависимости от этого уже выстраиваю обучение, – поделился своей педагогической методикой Липилин. – Иногда я даже задумываюсь, что наставничество стало для меня второй профессией. Я уже могу свой образовательный центр открывать (смеется)!
Сдача профессионального экзамена стажером – это что-то вроде последнего звонка для наставника. По признанию Юрия Викторовича, он в такие моменты чувствует такую же светлую грусть, как учителя на выпускном: человек, с которым ты работал в тесной спайке целых полгода, кому передавал свой опыт и знания, в кого вкладывал душу, вдруг в один момент уходит в самостоятельный полет. И последнее наставление, которое дает Липилин своему вчерашнему стажеру: «Не расслабляйся, сдача экзамена – это не конец, а только начало».
Но и после окончания стажировки Липилин продолжает следить за судьбой и успехами своих воспитанников, и в этом тоже проявляется его педагогическая сущность. В свою очередь, и бывшие стажеры благодарят его за уроки профмастерства, за принципы, заложенные в них Юрием Викторовичем и пронесенные ими через всю трудовую жизнь.

Автор: Александр Матвеев