В трёх метрах от беды
Андрей Вилков, машинистВпереди, невдалеке от поезда, зловеще сверкнула на солнце «слишком кривая» кривая... Уже потом, увидев внизу зияющую бездонную пропасть горного ущелья, многие пассажиры крестились и повторяли: «Бог упас… И машинист».
За 200 метров до поворота
Тот жаркий летний день 19 июня у машиниста Андрея Вилкова и его помощника Владимира Русанца остался в памяти навсегда. Ещё бы – он стал вторым днём рождения не только для локомотивной бригады, но и всех пассажиров тринадцати вагонов скорого поезда №91, следовавшего по маршруту Северобайкальск – Москва.
«Ничто не предвещало беды» – так пишут иные беллетристы, исподволь приглашая читателя ознакомиться с придуманными ими лихо закрученными, сногсшибательными сюжетами. Но в данном случае жизнь представила предельно суровый, смертельно опасный сценарий развития событий, круто замешенный на разгильдяйстве одних, бдительности, оперативности и мужестве других.
При следовании по сложному горно-перевальному участку на приближении к 771-ому километру перегона Звёздная – Чудничный, метров за 200 до начала поворота помощник машиниста Владимир Русанец увидел «слишком кривую» кривую и поднял тревогу: «Выброс пути! Применяй экстренное торможение!!!»
Мгновенно оценив обстановку, машинист Андрей Вилков быстро перевёл ручку крана управления в шестое положение. Пассажирский поезд, следовавший с установленной скоростью в 60 километров в час, со скрежетом начал тормозить. Он остановился всего в трёх метрах от неисправного места.
Здесь огрехи коллектива Ленской дистанции пути в текущем содержании своего хозяйства в буквальном смысле вышли боком – при 40-градусной жаре рельсы выдавило обочь балластной призмы сверх всяких нормативных значений – произошёл так называемый выброс пути.
А рельеф тамошней горной местности изобилует глубочайшими обрывами и откосами – это счастье, что локомотивная бригада оказалась бдительной, вовремя остановила состав – иначе он бы рухнул вниз в пропасть с локомотивом и тринадцатью вагонами пассажиров…
Высокая трава у крутого откоса
Мы встретились с Андреем Вилковым на днях, в начале октября. Он только-только вышел из отпуска, съездил в Иркутск на собеседование с руководством службы тяги, и теперь будет работать в должности исполняющего обязанности машиниста-инструктора Северобайкальского эксплуатационного локомотивного депо.
Вспоминая тот роковой день, мой собеседник невольно мрачнеет и хмурится:
– Врезалось в память: сверкают под знойным солнцем «выброшенные» рельсы, качается высокая трава у крутого откоса, подходят ко мне испуганные женщины-проводницы: мол, что стоим-то, почему не едем? А потом, как увидели эту бездонную пропасть, куда все мы могли улететь в одночасье – так побледнели в шоке и говорят: «Да, нам повезло – остались живы-здоровы, отныне 19 июня - наш второй день рождения!»
После экстренного торможения машинист Андрей Вилков немедленно доложил по рации поездному диспетчеру Ларисе Суворовой, кратко обрисовал ситуацию – дескать, такие дела, стоим, дальнейшее следование невозможно, ожидаем путейцев. Также была предупреждена локомотивная бригада следом идущего хозяйственного поезда №5401.
В течение часа прибыли путейцы во главе с начальником Ленской дистанции Сергеем Шипецким и начали оперативный ремонт неисправного пути.
Они жили по соседству
Затем поезд №91 со скоростью два километра в час проехал опасное место и помчался нагонять серьёзное отставание от графика. До станции Лена удалось нагнать 20 минут, а дальше пересмена – уже местные машинисты включились в эстафету по вводу пассажирского поезда в график.
Андрей Вилков со своим помощником Владимиром Русанцом сызмала жили по соседству, росли в одном северобайкальском дворе, в школе учились в одном классе и в ПТУ-19 (позднее он был переименован в Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий) получали специальность в одной группе.
Так что они весьма близки по духу, друзья – не разлей вода и понимают друг друга с полуслова. Возможно, всё это вкупе помогло им сконцентрироваться в час рокового испытания и выйти победителями в неравной схватке с неминучей бедой.
Назначение
Сегодня Андрею Вилкову в новой должности предстоит заниматься обучением локомотивных бригад, передачей им своего опыта, своей «науки побеждать».
А ещё ему самому предстоит научиться работе с компьютером, освоить автоматизированное рабочее место (АРМ) – ведь через него пойдёт вся отчётность.
Также ему предстоит расписать план контрольно-инструкторских поездок: с каждым машинистом он должен раз в четыре месяца съездить по 175-километровому маршруту Северобайкальск – Новый Уоян. А всего у него в подчинении 25 локомотивных бригад.
– Да уж, нелегко тебе придется. Справишься? – задаю ему «провокационный» вопрос.
– Так точно! – по-военному кратко отвечает мой собеседник.
Этого времени в природе нет
Андрей с женой Евгенией воспитывает троих детей. Молодые родители сейчас находятся как бы на распутье в плане дальнейшего образования детей в вузах: то ли со временем выезжать всем на запад, на «большую землю», то ли оставаться здесь, на севере и отправлять затем подросших чад на Новгородщину, где находятся их исторические корни.
С тревогой и смятением они восприняли весть о закрытии Северобайкальского филиала Иркутского госуниверситета путей сообщения – мол, где же теперь учиться юным бамовчатам – раньше-то как оно хорошо было: хоть и два курса, но дети учились дома, без отрыва от родителей.
Когда у нас заходит речь о свободном времени, различных хобби в виде охоты- рыбалки, резьбы по дереву и прочих интересных вещах, мой собеседник грустно улыбается:
– Да откуда взяться свободному времени у машиниста – его, почитай, у нас и нету в природе…
Исполняющий обязанности заместителя начальника Северобайкальского эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам Алексей Задорожных заметил, что Андрей Вилков, несмотря на молодой возраст, уже является опытным, компетентным специалистом.
– И человек он надёжный, отзывчивый, целеустремлённый, - добавляет Алексей Задорожных. – Уверен, что сейчас в новой должности машиниста-инструктора (пока с приставкой «и.о.») он не подведёт, приложит все усилия для решения поставленных перед ним новых задач.
Также высокого мнения о своём бывшем подопечном его наставники: машинист первого класса Алексей Веселов и ревизор по безопасности движения поездов Северобайкальского региона ВСЖД Александр Новолодский. Они рады, что Андрей пошёл на повышение. При его упорстве в достижении цели и тяге к новым знаниям он далеко пойдёт. И высоко.