Как машинист Руфов спасателей на ноги поднял Октябрьская магистраль

Как машинист Руфов спасателей на ноги поднял

Владимир Руфов, машинист первого класса

Бдительный железнодорожник вовремя заметил дефектную цистерну с химическим грузом

«На станции Шоссейная в Санкт-Петербурге ликвидировали последствия аварийной ситуации с опасным грузом – разлива серной кислоты из неисправной цистерны», – сообщили СМИ в вечерних выпусках 10 октября.

– Я вёл электропоезд в Сиверскую. На станции Шоссейная, следуя вдоль отставленного на обгон грузового состава, заметил, что из сварного шва одной из цистерн бьёт тонкий фонтан жидкости, – рассказывает машинист первого класса Владимир Руфов. – Поезд следовал со скоростью 40 км/ч, поэтому какой это был по счёту вагон, я, конечно, не отследил. Просто сообщил дежурному по станции и машинисту грузового поезда, что неисправная цистерна находится в середине состава.
Принятая на железной дороге система оповещения сработала мгновенно. В 17.54 информация была передана машинистом, а в 17.55 соседний путь – 2-й главный – уже закрыли для движения до тех пор, пока состав не отставят в безопасное место. В текущей цистерне находилась серная кислота.
В 18.35 на место происшествия прибыли сотрудники МЧС и аварийно-спасательного форми-рования. Они обработали место разлива серной кислоты сорбентами и каустической содой, чтобы гарантировать стопроцентную безопасность работающих в этой зоне железнодорожников.
В 19.19 опасный вагон был отставлен на 4-й путь станции Шоссейная, в 19.21 восстановлено движение по 2-му главному. За прошедшие два часа с момента фиксации ЧП было задержано около двух десятков пригородных электричек. Однако это было, несомненно, меньшим злом из возможных.
Спустя два дня после происшествия начальник моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский Юрий Дмитриев направил в региональное управление ОЖД ходатайство о награждении машиниста Владимира Руфова. Казалось бы, что тут особенного: заметил и доложил? При наличии современных специальных средств связи доложить несложно, а вот особая бдительность – это, скорее, личностная характеристика человека.
– Один из наших инструкторов любил говорить, что пока машинист ведёт электропоезд, в го-лове у него крутятся 97 инструкций, приказов и распоряжений, которыми нужно руководствоваться. Действуя по инструкции, я оперативно доложил о неисправности подвижного состава дежурному по направлению, – вспоминает Владимир Александрович.
Замечать даже самые мелкие неисправности во время движения поезда Владимиру Руфову помогает 27-летний опыт работы. Он пришёл в локомотивное депо Ленинград-Балтийский слесарем по ремонту подвижного состава, сразу после железнодорожного училища, затем выучился на помощника машиниста. Записи в трудовой книжке растянулись на несколько страниц, а фактически место работы – одно. Только менялись вывески с названием предприятия: Ленинград-Балтийское депо стало Санкт-Петербургским, локомотивное депо – моторвагонным, отделения дороги превратились в регионы.
К сегодняшней многоступенчатой иерархии Руфов пока не привык.
– В депо Санкт-Петербург-Балтийский мы были одним коллективом: ремонтники и машини-сты. Неисправности устранялись оперативно, а сейчас всё сводится к поиску виновных. Если раньше мы все работали на один результат, то сейчас каждый заинтересован повысить показатели своего предприятия. Поэтому ремонтники причинами неисправностей хотят видеть неграмотную эксплуатацию, а мы, в свою очередь, готовы списать их на некачественный ремонт, – сетует Владимир Александрович.
В связи с такими веяниями времени работать стало труднее. Не физически – психологически. Усложняются требования, вменяются новые обязанности. Например, очередное недавнее распоря-жение добавило работы помощникам машиниста: теперь они будут не только объявлять остановки, но и вести культпросвет пассажиров – читать, какими славными вехами отмечен сегодняшний день в истории. Таким образом, на машиниста ложится ещё большая ответственность: те несколько минут, пока помощник занимается историческим просвещением, за соблюдение всех нормативных документов будет отвечать только машинист.
Кстати, в безукоризненном следовании всем инструкциям локомотивная бригада кровно за-интересована. В кабинах электропоездов установлены регистраторы, фиксирующие разговоры машиниста и помощника, а также ход выполнения всех процессов при ведении электропоезда. В специальном регламенте указывается порядок выполнения каждого действия. Отступления от норматива зафиксированы в перечне, который включает в себя так много позиций, что не нарушить в пути следования хотя бы одну невозможно. При этом среди них есть такие, которые и на безопасность движения никак не влияют, и для пассажиров незаметны. После смены машинисты сдают регистрирующие картриджи. О том, что в какой-то из поездок поездная бригада что-то сделала не так, машинист и его помощник узнают в конце месяца, получая квитки о заработной плате. Одна провинность – и ты лишён премии.
– Получить премию три месяца подряд очень сложно. Имея в итоге около 40 тысяч рублей в месяц, я понимаю, что к работе испытываю только любовь, но не гордость за профессию, – резюми-рует Владимир Александрович.
Поэтому к своей работе относится спокойно, без фанатизма. Много читает, увлекается историей. День взятия Бастилии? Когда был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор? Он не просто назовёт даты, но и расскажет о событии подробно, ссылаясь на историков и писателей.
Владимир Александрович выглядит гораздо моложе своих лет. Улыбчивый, доброжелатель-ный. Он внимателен не только при управлении электропоездом: глядя в глаза собеседнику, он словно заглядывает в душу, и вопросы задаёт по существу, не боясь смутить человека. Такая задушевность привлекает людей.
– С некоторыми из моих бывших коллег сейчас дружим семьями. Это круг людей, чьи взгляды на жизнь схожи с моими. Лучше я кайлом работать на «железке» буду, но в банк бумажки перекладывать точно не пойду, – говорит Владимир Александрович.

Автор: Светлана Канаева