Особый взгляд Куйбышевский железнодорожник

Особый взгляд

Вели Валиев, старший осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле

Старший осмотрщик-ремонтник Вели Валиев предотвратил саморасцеп поезда

Обнаруженная старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Вели Велиевым трещина в автосцепке угрожала пассажирскому поезду.

По количеству обнаруженных трудновыявляемых дефектов Вели Велиев является в депо одним из лучших. В прошлом году он выявил шесть случаев трещин в боковых рамах, каждый из которых мог привести к крушению поезда. Обнаруженная им на днях трещина в автосцепке – случай более редкий, а если учесть, что он произошёл в пассажирском вагоне поезда Ульяновск – Уфа, то, можно сказать, и уникальный.
«Чаще всего подобный дефект встречается в грузовых составах, - говорит Вели Велиев. – Главное – своевременно его выявить и устранить. Осмотр автосцепного устройства следует начинать при встрече пребывающего поезда, так как на ходу хорошо видны вагоны, имеющие разную высоту осей сцепления автосцепок».
Опытным взглядом старший осмотрщик определил неисправность, а после остановки поезда, после детального осмотра, убедился в своей правоте. Следует учесть, что неисправный вагон оказался головным, к которому был прикреплён локомотив, поэтому в ходе дальнейшего пути мог произойти саморасцеп тепловоза с вагонами.
Вели Велиев работает в пункте технического обслуживания вагонов, расположенного на участковой станции Ульяновск-Центральный. Он называет себя коренным железнодорожником и имеет на это полное право. Его отец и четыре брата  выбрали себе эту профессию.  Вели приехал в Ульяновск из Азербайджана по направлению в 1984 году, устроился работать осмотрщиком-ремонтником вагонов. Династию продолжает и его сын, который работает в эксплуатационном локомотивном депо Ульяновск помощником машиниста.
«Профессия осмотрщика-ремонтника вагонов чрезвычайно ответственная: важно разглядеть незначительные приметы, сигнализирующие о скрытой неисправности. В снежную погоду выявлять дефекты намного сложнее и есть вероятность что-то просмотреть. Именно поэтому я завёл для себя правило: осматривать даже те составы, которые уже проверяли мои товарищи, - рассказывает Вели. – Подстраховка в нашем деле никогда не помешает».
При этом, он признаётся, что особых секретов во время осмотра составов у него нет. Всё дело опять же во внимательности и дотошности. При осмотре вагонов Велиев задерживает внимание на боковинах, которые часто ломаются, особенно в зоне над буксовым проёмом, в наклонной поверхности надрессорного бруса – так называемая зона «R-55», место наиболее вероятного появления трещин.
Подручные инструменты Велиева – перочинный нож, металлическая щётка, кусок проволоки. Такой вот «джентльменский» набор. И не раз он помогал ему обнаруживать трудновыявляемые дефекты в литых деталях. Особое внимание – на места с выпуклостями либо с отпавшей краской, здесь может таиться опасность. По подозрительному месту он проводит лезвием ножа, если тот застревает – в ход идёт металлическая щётка, чтобы тщательнее зачистить подозрительный отрезок, после этого на поверхность и может «всплыть» причина неисправности.

Автор: Александр Савенков