А следом летел «Сапсан»... Октябрьская магистраль

А следом летел «Сапсан»...

Владимир Буров Сергей Лоптев, локомотивная бригада моторвагонного депо Крюково

Машинист Владимир Буров с помощником Сергеем Лоптевым предотвратили возможное крушение

Был обычный рабочий вторник – 9 декабря 2014 года. Локомотивная бригада моторвагонного депо Крюково вела электропоезд из Твери в Москву. Ничто не предвещало беды…

И вдруг, следуя по перегону Сходня – Подрезково, в районе одноимённой платформы в свете прожекторов Владимир Буров и Сергей Лоптев увидели падающую опору контактной сети. Железобетонная громадина весом в десяток тонн медленно наклонялась к земле, грозя накрыть собой все три действующих железнодорожных пути… 
Да, такое не привидится и в кошмарном сне! Упади опора на движущийся пассажирский состав, последствия были бы трагическими. Но эти мысли пришли позднее. В тот роковой момент в голове машиниста возник чёткий алгоритм действий – не зря учился! 
Точно следуя инструкции, Владимир Буров опустил токоприёмники – чтобы контактный провод не задеть. Снизил скорость. Доложил о происходящем дежурному по станции Сходня. И стал вызывать машинистов встречных поездов. Опора контактной сети продолжала оседать – габаритов уже не было по второму и третьему пути. А по одному из них уже был на подходе «Сапсан»…
Вместе с помощником Сергеем Лоптевым они выходили на связь с бригадами всех поез-дов, следующих по перегону Сходня – Химки, – предупреждали об опасности. Те должны были снизить скорость и с повышенным вниманием продолжать движение, будучи готовыми остано-виться в любой момент. «Сапсан» подтвердил услышанное. 
Выполнив всё, что предписывала чрезвычайная ситуация, Буров поднял токоприёмник и продолжил поездку. Когда возвращались обратно, Подрезково проследовали без остановки, с опущенным токоприёмником. Там уже во всю шли восстановительные ремонтные работы...
Впоследствии выяснилось, что причиной ЧП стали производимые строительной подрядной организацией работы, нарушившие устойчивость опоры контактной сети.
Страшных последствий удалось избежать благодаря бдительности и грамотным оперативным действиям бригады ТЧ-6. Машинист и помощник получили за это небольшие премии. А пассажиры, которых они уберегли от беды, накатали на них жалобу – дескать, опоздали куда-то из-за «нерасторопности» машиниста. Но в депо разобрались по справедливости и на жалобу ответили. 
Когда мы едем в электричке или несёмся в высокоскоростном «Сапсане», голова, как правило, занята мыслями о работе, о доме. И мы забываем, что железная дорога – это зона повышенной опасности, полностью полагаясь на тех, кто водит по дорогам России пассажирские и грузовые поезда. А ведь они – не роботы, а живые люди со своими проблемами, характерами и разным уровнем профессионализма. И как бы ни была совершенна техника, человеческий фактор остаётся определяющим.
Члены бригады, о которой сегодня идёт речь, молоды. Владимир Буров, окончивший дортехшколу, с 2007 года работал помощником, а последние три года трудится машинистом. Сергей Лоптев на «железке» с 2011-го, недавно тоже получил права машиниста, и, отработав год, сам поведёт электропоезда. 
Ребята очень дружны и шутят, что друг с другом проводят времени больше, чем с родны-ми и близкими. Так и выходит. В среднем в месяц у них бывает по 15 рабочих смен и по 5–6 вы-ходных. Основные направления – Москва – Тверь и Москва – Конаково. Но оба живут не в столи-це. Владимир после работы спешит на Казанский вокзал, откуда на электричке до города Воскресенска, где ждут его жена и шестилетний сынишка Максим, – 1 час 40 минут хода. А Сергей едет к родителям в город Электросталь, что в часе езды от Курского вокзала. У обоих есть и личный транспорт – «Жигули», но железной дорогой надёжнее: никакие пробки не страшны. 
Пробок-то здесь действительно нет, зато есть свои «сюрпризы». То платформы не осве-щаются, то сигнализация при въезде на станцию не работает, то пути снегом занесены… Обо всём этом они пишут в книгу замечаний машиниста. 
А прошлой зимой вообще был случай, о котором не хочется вспоминать. Следовали по Конаковской ветке, вдруг видят – огромная сосна склонилась над путями. Сообщили куда следует. На обратном пути забрали с собой людей с электропилами, но не успели: лесная красавица повалилась и легла на провода. Участок там однопутный, видимость – 100 метров. И хотя диспетчер сняла напряжение с сети, столкновения избежать не удалось: кабину покорёжило. Потом, конечно, дерево спилили, в депо выправили вмятины, вставили лобовые стёкла. Но это – потом, а тогда, когда 40 минут стояли в заснеженном лесу, в искалеченной кабине, было не до шуток. А пассажиры не стали разбираться, кто прав, кто виноват и почему полосы отвода практически нет – так заросла! Взяли и написали очередные жалобы – на машиниста…
Одни пишут, что в вагонах холодно, а другие – что жарко. Но пассажир – всегда прав! Вы-сокая культура обслуживания превыше всего.
А сколько лишних забот прибавляют зацеперы, создавая прямую угрозу безопасности движения! Хорошо хоть, что появилась защита от «художников», разрисовывающих электрички: теперь по ночам в парках отстоя охрана кругами ходит – не подступишься. Раньше много хлопот доставляли футбольные фанаты. Теперь в дни матчей их доставляет на стадион в Химках специ-альный электропоезд.
Немало проблем у локомотивщиков. Но Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», как живой организм, не стоит на месте, постоянно развивается. Высококлассных машинистов всегда не хватает, их надо ценить на вес золота. И мотивировать! Зарплаты им никогда не задерживают и индексируют. Жаль только, что индексация пока отстаёт от инфляции. Зато ввели реальную мотивацию: отработал три месяца без замечаний, сэкономил электроэнергию, внёс рационализаторское предложение, работаешь с книгой замечаний машиниста – получай 7 тысяч, а иной раз и 15 сверху. Когда Владимир Буров получил такую премию, смог матери теплицу поставить, огород вспахал. 
С помощником у него полная взаимозаменяемость и взаимопонимание. Интересуются тем, что происходит в компании «РЖД», рады, что восстановили отменённое было пригородное движение: спасибо Путину! 
Сын пока мало понимает во всех этих папиных делах. Но на его вопрос, кем хочешь стать, когда вырастешь, Максим уверенно отвечает: «Я буду, как ты, людей на электричке возить!» Это дорогого стоит.

Автор: Елена Ануфриева