Гроссмейстер движения Транссиб

Гроссмейстер движения

Александр Горбатюк, составитель поездов железнодорожной станции Инская

Труд, инициативность и патриотизм составителя поездов с Инской отмечен руководством страны

«Он десятки лет трудится в ключевой инфраструктурной сфере – на железнодорожном транспорте. От его знаний, добросовестного отношения к делу зависит бесперебойная работа и, что очень важно, безопасность движения на важнейшем участке Западно-Сибирской железной дороги», – столь лестной характеристики составитель поездов станции Инская Александр Горбатюк удостоился не от кого-нибудь, а от главы государства Владимира Путина. 

«Поздравляю!» от Пугачевой
Декабрь прошлого года. Екатерининский зал Кремля. Александр Горбатюк робко занимает свое место в первом ряду. Его волнение можно понять, ведь вокруг сплошь лица, которые он раньше видел лишь с экрана телевизора: Александр Ширвиндт, Леонид Броневой, Игорь Крутой, известные музыканты, врачи, летчики... И все они сегодня с ним на одном уровне, в одной компании, ведь всем им сегодня будут вручены государственные награды самого высокого уровня. Горбатюк поворачивается налево – по соседству с ним, весело улыбаясь, садится сама Алла Пугачева! 
В зал входит Президент Российской Федерации. В своей речи Владимир Владимирович, конечно, не может перечислить и охарактеризовать всех награждаемых поименно, однако составитель поездов с Инской такой чести удостоился.
И вот, торжественно объявляют имя Александра Горбатюка. Под аплодисменты знаменитостей он выходит к трибуне, и Владимир Путин жмет ему руку и вручает орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Когда железнодорожник возвращается на место, он слышит из уст Аллы Борисовны: «Поздравляю вас!». Через минуту она получит точно такую же награду.
По окончании церемонии, в более неформальной обстановке Владимир Путин предлагает всем награжденным выпить с ним шампанского за Россию. Западносибирец не упускает момента чокнуться фужером с лидером страны.
На следующий день Александр Владимирович возвращается в Новосибирск... чтобы уже через неделю вновь вылететь в Москву, на этот раз за именными часами начальника Центральной дирекции управления движением.
Как же движенец с Инской пришел к этому своему «звездному часу»?

Штурмовать далекое море посылает нас страна
Когда твои родители и родной брат посвятили свою жизнь железной дороге, иного выбора, как продолжать славную династию, у тебя не остается. А потому в 1977 году, сразу после окончания школы, Саша Горбатюк влился в ряды работников станции Инская. Первая его должность – экипировщик, которым, впрочем, Горбатюк работал не так долго: с совершеннолетием пришла пора отдать долг Родине. И военная служба обогатила его биографию ярчайшими красками, поскольку служить его определили на легендарный Черноморский флот. Три года мореходства были полны событиями, впечатлениями и экзотикой: от курьезов с жестами «да» и «нет» в Болгарии до пойманной в Сирии гигантской морской черепахи. 
– В Сирии мы стояли целый год. Тепло там, но тоскливо, – рассуждает собеседник. – Чтобы мы совсем не затосковали, на Новый год нам даже привезли с родины настоящую елку.
Водолазное судно с новосибирцем на борту обошло все черноморское побережье, поэтому по возвращении на «гражданку» Александру было непросто привыкнуть к оседлой жизни. Быть может, поэтому вчерашний матрос решил «сменить окраску» и из движенцев ушел в локомотивщики. Как оказалось, лишь на время. 
Четыре года Горбатюк отработал помощником машиниста тепловоза, правда, маневрового, так что родной Инской узел покидал редко. В этот период он получил свою первую ведомственную награду «за высокие производственные показатели и активную общественную работу» – Почетную грамоту начальника локомотивного депо. Лиха беда начало!
Однако работа помощника машиниста парадоксальна: с одной стороны, ты постоянно в движении, с другой – сидишь на одном месте. Хотелось, по признанию Александра Владимировича, «походить ногами», и в 1985 году он принял решение вернуться в коллектив станции, устроившись на этот раз регулировщиком скорости движения вагонов, или попросту «башмачником». С развитием технологического оснащения Инской и эта профессия ушла в историю, а тогда считалась самой опасной на железной дороге. 

На своем месте
Спустя три года Александр Горбатюк перешел в составители поездов – профессию, которая без преувеличения прославила его имя. Как говорят в таких случаях, человек нашел себя.
Благодарности, грамоты, часы начальника станции, памятные медали – награды за безупречный и добросовестный труд посыпались на Горбатюка, как из рога изобилия. Поэтому когда у руководства Инской появилась возможность представить своего работника к высокой государственной награде, над кандидатурой раздумывали недолго. 
Первой в драгоценной плеяде государственных наград Александра Горбатюка стала медаль ордена «За заслуги перед Оте-
чеством» II степени – ее в 1996-м нашему герою вручило руководство магистрали. Через пять лет – еще одно радостное известие: составитель поездов с Инской удостоен медали ордена «За заслуги перед Оте-
чеством» I степени! Эту награду на грудь Александра Владимировича прикололи тогдашние начальник железной дороги Александр Целько и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.
Казалось бы, о чем еще мечтать работяге? Ведь для абсолютного большинства граждан страны эти медали – недостижимые вершины. Но минуло еще десять с лишним лет, и...
– А ведь я и не верил, что меня удостоят столь высокой государственной награды, – говорит Александр Владимирович, бережно держа в руках свой орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. – К представлению к ордену, в отличие от медалей, меня готовили «от» и «до». Я должен был быть «кристально чист» по всем статьям, вплоть до того, что все до единого налоги нужно было уплатить заранее.
В итоге, многочисленные документы были подготовлены и отправлены в Москву. Наступило томительное затишье. Месяц, два, полгода, год... И вот, когда Горбатюк, да и весь коллектив станции Инская было отчаялись, из столицы пришел приказ: наградить. 
Известно, что награды такого уровня традиционно вручает первое лицо государства. Поэтому когда в новостях написали, что Владимир Путин прибудет на открытие нового новосибирского автомобильного моста в сентябре прошлого года, Александр Владимирович уже готовился к награждению. Но решили по-другому, ведь такие вещи не делаются походя. В итоге, его самого пригласили в Москву.
«А из нашего окна площадь Красная видна», – мог утверждать в декабре прошлого года Александр Горбатюк, ведь из окна отеля, куда поселили инчанина, действительно была видна если не сама площадь, то Кремль точно. Туда он и направился на следующий день – получать свой орден из рук президента...

Наставник, рационализатор, Дед Мороз
С товарищами по своей четвертой смене Александр Владимирович проводит не только рабочее, но и свободное время, отмечает вместе с ними праздники. А на «сменный» Новый год он как-то раз выступал Дедом Морозом – благо, фактура позволяет!
Для такого мастера своего дела, как Александр Горбатюк, было бы просто преступлением не передавать свой огромный опыт и умения молодежи. Наш герой обучил рабочим премудростям не один десяток молодых составителей поездов.
– Александр Владимирович – еще и рационализатор, – заместитель начальника станции Инская по кадрам и социальным вопросам Елена Зайцева называет те заслуги Горбатюка, о которых он сам скромно умолчал. – Он внедрил на станции свое техническое новшество – установил дополнительные стеллажи для сокращения времени на закрепление поездов. Это позволило уменьшить время ожидания закрепления подвижного состава на 0,02 часа. От себя добавлю, что, несмотря на свою занятость, он никогда никому не отказывал в помощи, совете, подмоге.
– На нашей должности нужно работать не только руками, но и головой, – утверждает Александр Владимирович. – Для меня это – как шахматы. И как любой шахматист, я стремлюсь стать гроссмейстером.

Автор: Александр Матвеев