Волшебный молоток Звезда

Волшебный молоток

Рагим Мирзоев, мастер участка производства эксплуатационного вагонного депо Батайск

Мастер участка производства эксплуатационного вагонного депо Батайск Рагим Мирзоев придумал несложные и очень полезные для работы осмотрщика инструменты и приспособления

Одна из наиболее интересных его разработок – универсальный контрольный молоток осмотрщика-ремонтника вагонов.
– В процессе эксплуатации у вагонов часто встречается такая неисправность колёсной пары, как «тонкий гребень». Если её не выявить, возникает угроза безопасности движения поездов, – говорит ведущий технолог службы вагонного хозяйства Светлана Булатова. – Предлагаемый Мирзоевым универсальный молоток позволяет быстрее и проще выявлять этот брак.
Обычно толщина гребня измеряется с помощью абсолютного шаблона. И при техническом обслуживании поездов осмотрщикам приходится часто доставать из сумки этот инструмент, что создаёт определённые неудобства, особенно при работе в тёмное время суток, так как в одной руке приходится постоянно дер¬жать контрольный молоток, а в другой – фонарь.
Но если заменить стандартный контрольный молоток универсальным молотком Мирзоева, то осмотрщик сможет не только простукивать колеса и крышки буксового узла, но и контролировать толщину гребня колёсной пары, не перекладывая инструменты и, что особенно важно, не отвлекаясь от процесса осмотра. 
Что же это за «волшебный» молоток? Универсальный молоток состоит из трёх частей: собственно молотка, металлической пластинки толщиной не менее 
3 миллиметров и деревянной ручки. 
Металлическая пластинка с помощью сварки присоединяется к молотку и играет роль шаблона. Если при установке молотка на вершину гребня горизонтальная поверхность пластинки касается его, значит, толщина составляет 25 миллиметров или менее. В этом случае осмотрщик достаёт из сумки абсолютный шаблон и выполнят точное измерение, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе колёсной пары.
Использование придуманного Мирзоевым молотка серьёзно облегчает жизнь осмотрщика и позволяет сэкономить немало времени, что актуально в связи с жёсткими нормативами по обслуживанию поездов.
Рагим Мирзоев много лет изучал инструменты осмотрщика, размышлял над тем, как сделать их удобнее, а также – как научить работников правильно ими пользоваться. Поэтому он придумал немало учебных пособий.
Одно из наиболее удачных приспособлений – макет шкалы нониуса на абсолютном шаблоне.
Это всё тот же незаменимый инструмент, которым измеряют толщину гребня, размер ползуна или навара на поверхности катания колеса и другие параметры. На шаблон нанесена шкала нониуса, с помощью которой размер дефекта можно определить с точностью до одной десятой миллиметра.
 Показывать шкалу во время технических занятий всей аудитории неудобно –
она слишком мала. Чтобы решить эту проблему, Мирзоев сделал макет шаблона, увеличенный в 20 раз.  Теперь можно проводить занятия не с каждым человеком по отдельности, а со всей группой сразу. 
Чтобы осмотрщики лучше изучили порядок сокращённого опробования тормозов, изобретатель создал специальный стенд, где собраны все элементы автотормозного устройства, его магистральная часть. Наглядно видно и понятно, как всё работает. 
Ещё одно приспособление для учебы –  макет серьги мёртвой точки наружного вертикального рычага тормозной рычажной передачи.
– Серьга может западать, что приводит к заклиниванию колёсных пар. Из-за этого по всему вагонному хозяйству сети даже объявляют месячники безопасности. Поэтому я сделал макет и с его помощью рассказываю на занятиях, как крепится серьга, под каким углом она может западать. В обучении важна наглядность, – считает мастер. 
Рагим Мирзоев в следующем году отметит своё 60-летие. В депо он трудится с октября 2010 года, а общий стаж на железнодорожном транспорте – 37 лет.
Главный инженер вагонного эксплуатационного депо Батайск Андрей Пронин говорит о Мирзоеве с уважением.
– Есть хорошие специалисты, но таких людей, как он, немного. Рагим 
– человек,  преданный вагонному хозяйству, думающий, ищущий. Он не просто досконально знает наше дело, но и постоянно размышляет: как улучшить технологию осмотра подвижного состава, как помочь товарищам по работе, подтянуть их к своему уровню знаний и практических навыков. Хорошо, что всё это счастливо сочетается в нём с даром и талантом к изобретательству –
это ведь не каждому дано, – считает Андрей Пронин. 
Рагим Мирзоев работает увлечённо, не считаясь с личным временем. Впрочем, подобное качество всегда присуще человеку творческому, причём художественное в нём начало или техническое – не принципиально. 
– За внедрение рацпредложений нас поощряют – и это важно, – говорит Мирзоев. – Но порой, когда придумаешь что-нибудь удачное, испытываешь особую радость. Наверное, ради этого я и создаю всякие приспособления, и, конечно же,  для того, чтобы помочь  товарищам. 
Вот поэтому и пользуется он особым уважением в коллективе депо Батайск.
– Если бы такие люди, как Рагим Мирзоев, были бы на каждом ПТО, то технический уровень у нас в хозяйстве ощутимо вырос бы, – считает ведущий технолог службы вагонного хозяйства Светлана Булатова. – Важно, что все его идеи рождены практикой, продуманы и отшлифованы. А его приспособления просты в изготовлении и надёжны в работе. 
Рагим Мирзоев в 2012-м и 2014 году принимал участие в конкурсе «Идея ОАО «РЖД», становился призёром в разных номинациях, неоднократно поощрялся руководством депо.

Автор: Александр Панченко