Зоркий глаз увидит всё Призыв

Зоркий глаз увидит всё

Сергей Холкин, монтёр Курганской дистанции пути

Курганский монтёр пути предотвратил крушение поезда

Январь. Позади новогодние праздники в кругу семьи. Буквально вчера его близкие собирались вместе, из комнат доносился звонкий детский смех… Но на работе не место воспоминаниям, пусть даже и самым приятным. Монтёр Курганской дистанции пути Сергей Холкин сосредоточенно идёт вдоль железнодорожного полотна на участке Иковка – Новый Просвет, тщательно осматривает рельсы. Он знает, что обязан быть предельно внимательным. Поскольку работа у него, как у сапёра: не увидишь – пожалеешь! Стоит зазеваться, и неисправность пути окажется за спиной. Тогда беда придёт непременно. Кого надо винить в таком случае? Только себя! Как же, шёл, смотрел, на тебя люди понадеялись, и вдруг не заметил.
Погода в тот день стояла отличная: ни сильного мороза, ни пронизывающего ветерка – всё в пределах зимней нормы.
Узор рельсошпальной решётки радовал: смотрелся правильно, буквально идеально… И вдруг глаз выхватил два изломанных болта в стыке на шестидырных накладках. Позже, анализируя ситуацию, Сергей сказал, что увидел дефект боковым зрением: всё-таки сосредоточенность играет большую роль. Он в первую секунду даже порадовался: не пропустил! Подошёл поближе и только тут почувствовал, как участился пульс. Ещё бы, данная неисправность требует срочного ограничения скорости до 25 километров.
Дальше монтёр действовал строго по инструкции, принял меры к ограждению опасного места, тут же по телефону доложил о случившемся дежурному по станции, бригадиру, а потом и диспетчеру пути: какой путь, километр, какой пикет.
Сразу после сообщения его телефон раскалился от звонков. Подробностей требовали из Кургана, затем из Иковки, уточняли ситуацию. Сергей давал дополнительные пояснения. Скорость движения на участке ограничили, а примерно через 15 минут к месту неисправности прибыла бригада ППР из Иковки. Сергея такая расторопность порадовала: во-первых, быстро собрались, во-вторых, он уже не один.
Чуть позже на место ЧП также прибыл заместитель начальника дистанции Михаил Подивилов, чтобы лично разобраться в причинах возникновения неисправности и организовать устранение.
Сергей Холкин, вспоминая те события, честно признался:
– Было дело – переволновался.
Но волнение не помешало ему до приезда бригады наблюдать и контролировать состояние скреплений. При дальнейшем ухудшении ситуации и до беды недалеко. Сколько аварий по подобной причине происходит на железных дорогах мира и какие неприятности они несут!
Для устранения неисправности было предоставлено «окно», рельс быстро заменили удлинённым. В данной операции пришлось лично поучаствовать и Сергею. Он, кстати, говорит, что подобная процедура прибавила дополнительного опыта. И уверен, что полученные навыки запомнит на всю жизнь.
Когда внеплановое «окно» практически завершилось и началась протяжка клемм и стыков, монтёр пути отправился дальше – завершать обход вверенного ему участка.
У «зоркого глаза» Сергея Холкина путь на «железку» был нелёгким. И когда у него интересуются: наверное, кто-то из родни на ЮУЖД работает? Он всегда отвечает: нет! Просто однажды увидел путейцев в оранжевых сигнальных жилетах.
– Я посмотрел, как они дотошно следят за состоянием пути, чуть ли не пылинки с него сдувают. И решил: такая работа мне по нраву! – поясняет Холкин.
Быстро решил: пора определяться на Курганскую дистанцию пути. Первое время, правда, больше помогал коллегам убирать снег на железнодорожном переезде и на перроне, очищал от заносов стрелки. Что же, и без такой работы дорога не живёт. Чтобы стать грамотным монтёром пути, поучился в Кургане. Сначала получил второй разряд, потом уже и третий освоил.
А живёт Сергей на Старом Просвете. Есть такой симпатичный посёлочек в Зауралье. Там кругом ели, сосны да песочек. Поэтому воздух такой чистый, как в курортном местечке. Здесь и родители его живут. До места работы недалеко –
в 30-ти минутах неспешной ходьбы. И гудки локомотивов отчётливо доносятся до дома.
Монтёром пути он работает третий год. И не жалеет. Говорит, «железка» даёт ощущение стабильности. А для семейного многодетного человека такое важно: вместе с женой Викторией Сергей воспитывает троих детей: Кристину, Эльфиру и Богдана. Трудно? Несомненно! Зато и радости много.
– Дети всегда с нетерпением ждут меня с работы, – улыбается.
О выбранной профессии Холкин говорит с уважением:
– Самая мужская. Ответственная. Нель­зя расслабиться.
Сергей считает, что таким его качествам, как дисциплина и ответственность, в полной мере помог раскрыться бригадир Вячеслав Шитов. Тот не любит расхлябанности и равнодушия. Считает так: если ты работаешь на безопасность движения поездов, значит, должен соответствовать этому понятию. Перед сменой обязан хорошо отдохнуть, а на работе сделать всё, чтобы мысли в голове соответствовали месту и времени. Усилия сконцентрировать на одном – стальном пути.
Продолжительность участка, который обслуживает бригада Шитова, девять километров. Есть подъёмы, есть спуски. А ещё кривые, которые всегда в центре постоянных забот путейцев. Здесь надо быть особо ответственным.
– Пристальное внимание уделяется стыковым соединениям. На кривых участках скрепления могут ослабнуть. Межрельсовые зазоры требуют особо тщательного взгляда: в жару они могут быть «слепыми», а зимой растягиваются.
Именно поэтому вдоль пути Сергей всегда идёт медленно, внимательно всматриваясь в каждую подозрительную чёрточку. Проверит линейкой зазоры, путевым ключом – надёжность болтового закрепления. При необходимости подтянет клеммы и стыковые болты.
Сергею Холкину 33 года. Заместитель начальника дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Аркадий Загоровский говорит: «За последние годы наш коллектив заметно омолодился. Таких, как Сергей, у нас примерно 35 процентов. Пришла молодёжь, в которую мы верим. Они быстро впитывают опыт старших и стараются во всём быть похожими на них. Так что, несмотря на молодость, эти люди уже многое знают о своём деле».

Автор: Вячеслав Аванесов