На скорости Волжская магистраль

На скорости

Эдуард Серебряков, дорожный мастер ПЧ Юдино

Общественный инспектор Эдуард Серебряков в год выявляет более 700 неисправностей

Как же можно было так ошибиться! Он ведь видел два дня назад, что балласт на грани срыва. Даже ограничил скорость. Подумал ещё: разрядить бы плеть, убрать часть соседнего участка – дать слабину напружинивающемуся рельсу. В тот год стояла необычная жара, железо распухало на глазах… Но все затаили тогда дыхание – авось обойдётся: «Похолодает, и работы на восьмисотметровой плети сделаем без аврала».

Когда гнётся сталь
Эдуард Серебряков тогда, в самом начале своего мастерского стажа, впервые увидел, как стальной рельс согнуло зигзагом. Угол в плане на перегоне Свияжск – Тюрлема из-за неправильного закрепления плетей до сих пор в памяти в мельчайших подробнос-
тях. Что заставило его в тот час выйти на перегон? Какое чувство толкнуло ещё раз пройти пешком сомнительный километр? Слава Богу, в это время не было поездов и мастер успел закрыть движение. Путейское окно срочно собрало ремонтников.
Мальчишкой Эдуард Серебряков мечтал о полётах. В казанском СПТУ № 123 выучился на слесаря-сборщика летательных аппаратов. Но – кто же поспорит с судьбой! – это было в первую половину девяностых. До армии Эдуард так и не сумел устроиться по специальности. Служить направили во внутренние войска в Чебоксары. Два года жёсткой дисциплины снизили высоту мечты, однако подстегнули скорость. Железная дорога, вот что поможет реализовать юношеские планы, – к такому выводу пришёл молодой человек к концу службы.
Члены семьи Серебряковых на железной дороге – не посторонние люди. Отец Эдуарда и его старший брат – монтёры пути. И в 1995 году, через месяц после возвращения с действительной службы, Эдуард уже работал в мехколонне рядом с отцом.
В следующие десять лет он рос профессионально: бригадир, мас-
тер, старший мастер, начальник участка.
Уже на первой ступени карьерной лестницы коллектив увидел в новеньком общественного лидера. Меньше чем через два года собрание выдвинуло его в профгруппорги – и выбирало на этот пост целую пятилетку, вплоть до того, когда он принял под начало участок Юдинской дистанции пути. Особо трепетно в это время коллектив с подачи Серебрякова относился к обес-печению требований охраны труда и предупреждению производственного травматизма.
Была у профгруппорга ещё одна изюминка – радел за спорт. Уважение к физической культуре у Эдуарда с юности. Ещё в школе он ставил рекорды в лёгкой атлетике, играл в волейбольных и баскетбольных командах, до сих пор бегает на лыжах и приучил к физкультуре своих сыновей и дочку: Руслана, Якова и Даниэлу.

Браки сократились вдвое
Ещё одну пятилетку Эдуард Владимирович работал начальником участка. И в это время не просто стал общественным инспектором по безопасности движения поездов, а завоевал на дороге авторитет одного из лучших инспекторов. Активизировалось и само общественное движение. Сравните: к концу первого года работы Эдуарда Серебрякова в пределах Горьковской магист-рали было зарегистрировано более тысячи браков. А по итогам минувшего 2014-го (в котором он получил нагрудный знак «Лучший общественный инспектор по безопасности ГЖД») количество браков сократилось более чем вдвое.
Эдуард Серебряков в последнее время выявляет в среднем по семь сотен нарушений в год. На него равняется вся дистанция пути. Шестнадцать её общест-венных инспекторов провели в минувшем году 1160 проверок и зафиксировали более одиннадцати тысяч неполадок. Юдинская дистанция стала победителем конкурса на лучший совет общественных инспекторов по безопасности движения на Горьковской магистрали.
В числе 709 зафиксированных недочётов только в текущем содержании пути, которые Эдуард Владимирович выявил при получении путевок-заданий в последние двенадцать месяцев, было шесть случаев обнаружения дефектных рельсов, 231 неисправность в содержании стрелочных переводов. Это очень серьёзные цифры.
Как относятся к придирчивому контролёру товарищи?
– «Тёмную» не устраивают, – смеётся Эдуард Владимирович. – Хотя, конечно, на соседнем околотке хмурятся, если я выявил зазор, позвонил диспетчеру и ограничил скорость. Но ведь это обезопасит и их самих, и смежников, и пассажиров, и грузы. Поэтому уже не остаётся людей, кто говорит себе: подумаешь, замечание, оставим до завтра!

Цифры – за!
Так что же, время общественных инспекторов уходит? Всё более нацеленные на результат, мы жёстче контролируем себя сами и поэтому пристально следим за окружением?
– Нет, – качает головой мой собеседник. – Посмотрите, ведь не так уж много людей готовы стать общественными инспекторами: жалеют время, не желают выделяться, называют обсуждения скучными, не умеют чётко формулировать мысли, не считают себя достаточно грамотными… А цифры – они за общественных инспекторов. Сфера их действия гораздо шире территории из собственных подразделений, наши товарищи помогают исправлять недостатки в работе и у смежников, и в нерабочее время. Разве это не пример отношения к общему результату как к личному?
Ещё какой пример! Но, пожалуй, самый необычный пример подал сам Эдуард Владимирович. В 2012 году начальник участка Серебряков перешёл на должность… дорожного мастера на станцию Свияжск.
– Вот те раз! – растерялась я, услышав от него об этом. – Провинился? – одними губами спрашиваю его, чтобы чуткий диктофон не успел уловить некорректный вопрос.
Эдуард задумывается, формулируя ответ.
Смотрю на него со всё возрастающим изумлением и даже некоторым возмущением. У начальника участка восемьдесят подчинённых: четыре мастера, шестнадцать бригадиров… А у мастера – всего лишь два десятка монтёров пути да дежурных по переезду. Не выдерживаю паузы:
– Ведь это же понижение!
– Они не могли найти мастера на первый околоток, понимаете? – заглядывает мне в лицо мой собеседник. – Там часто менялись кадры, никто не мог сработаться. Околоток был худшим из всех.
– А стал, конечно, лучшим? – не хотела язвить, само сорвалось с языка.
Серебряков кивнул.
Он просто кивнул, без комментариев.
И у меня в памяти вдруг чётко всплыл абзац из характеристики-объективки, которую прислали из Казанского региона: «Став дорожным мастером Юдинской дистанции пути в декабре 
2012 года, Э. В. Серебряков всё своё внимание переключил на новый участок работы. Имея высокий уровень знаний и опыт, принимая правильные решения, он обеспечил рост производительности труда, внедрение передовых технологий. Коллектив перестал допускать браки и вышел в передовые. Околоток ежеквартально получает премию за безаварийную работу».
За ним идут. Как наставник Серебряков готов делиться секретами мастерства.
– Так ведь и у меня самого были отличные учителя, – кивает Эдуард Владимирович. – Николай Андреевич Черепков, Лев Васильевич Матвеев, Виталий Григорьевич Лыпко. Суровые, но очень правильные люди.
Неудивительно, что его первогодки тоже вырастают в мас-теров. Дмитрий Товарищев, Андрей Никитин, Владимир Иванов сегодня сами грамотно управляют подчинёнными.
Кстати, его ученик Владимир Сидоров (в ту пору дорожный мастер и тоже общественный инспектор) на перегоне Свияжск – Тюрлема однажды вот так же «случайно» спас поезд. После рабочего дня у него вдруг по-явилась острая потребность ещё раз пройти участок пути, осмот-ренный утром. Только что растаял снег, и мастер увидел, что на чётном пути сошла насыпь: балластная призма голая, на трёхметровом отрезке висят шпалы. Владимир побежал навстречу приближающемуся поезду. Сейчас Владимир Юрьевич Сидоров – заместитель начальника Канашской дистанции пути.
– Главные человеческие ценнос-
ти приходят трудом, – говорит Эдуард Серебряков. – Только преодоление сложностей рождает ощущение скорости и полёта.

Автор: Лариса Андрюшина