На дистанции прочной памяти Восточно-Сибирский путь

На дистанции прочной памяти

Владимир Заяц, электромонтер Иркутской дистанции электроснабжения

Своё музейное богатство Владимир Заяц решился передать родной Иркутской дистанции электроснабжения накануне её 60-летнего юбилея

В ожидании дарителя музейных ценностей мы в помещении района контактной сети на станции Андриановская с председателем профкома ЭЧ-5 Валерием Окуневым удивляемся изобретательности Владимира Зайца. Действующий макет ЭЧК собран автором из бросовых материалов. Горит семафор, передвигаются стрелки, игрушечные электромонтёры устраняют неисправность, покачивается заземляющая штанга.
– По-хорошему такой образец должен быть в каждом районе контактной сети, – вздыхает Валерий Петрович. – Не сосчитать, скольким начинающим электромонтёрам он помог освоить профессию. Только где найти таких мастеров, как Заяц? Штучный он.
Вдохновила продолжить необычное собирательство одного из старожилов дистанции награда начальника дороги. Весной 2005 года в округе занялся таёжный пожар. Сгорели 24 деревянные опоры. Перед начальником Андриановского ЭЧК Зайцем была поставлена задача: в считанные часы восстановить линию электропередач на главном ходу. Пришлось лес валить, шкурить брёвна. Через восемь часов энергоснабжение дороги было восстановлено, а самому распорядителю таёжных работ начальник ВСЖД вручил именные часы.
К тому времени у Владимира Ивановича была небольшая коллекция своих отраслевых экспонатов вроде устройства для замера износа контактного провода ТФ-85 или настольной линейки электрика. Но тут прямо музейное богатство повалило. В то время начальник станции Андриановская Николай Лаптев, зная о собирательской страсти Владимира Зайца, торжественно вручил андриановскую реликвию – рынду, которая ещё с царских времён извещала пассажиров об отправке поездов. Вот и сейчас, едва переступив порог кабинета, Владимир Иванович бьёт в чугунный колокол, чтобы в сотый раз услышать привычный тягучий звон.
А потом электромонтёру Вячеславу Горулёву, знающему об экзотическом увлечении своего начальника, сон привиделся – будто у него в подполье клад зарыт. Полез, копнул пару раз лопатой и наткнулся на неизвестно как сохранившуюся газету начала прошлого века.
– С настольной линейкой или рындой понятно, но причём здесь гармоника, утюг, печатная машинка, бутылка из-под молока в авоське? – киваю на «чудаковатые» экспонаты.
– Да как вы не поймёте? С этим добром наши родители-железнодорожники жили, и мы ещё то время захватили, – горячится Заяц. – Какая демонстрация без гармошки обходилась?
Кстати, с того памятного пожара родилась у начальника ЭЧК Зайца идея заиметь рельсовую коллекцию. Присмотрел между делом, что деревянные столбы, которые доживали свой век на Транссибе, стоят не просто на рельсовых опорах, а на самых настоящих раритетах. Так и появилась в музейном уголке коллекция царских, сталинских, канадских, американских, китайских образцов стальной колеи.
Когда Владимир Иванович временно ушёл на пенсию, то нашлась на Андриановской парочка, позарившаяся на собранные ценности. Вернулся он на работу – и укрепился в мысли, что коллекцию он обязан передать в Иркутск, в свою дистанцию электроснабжения. При первом удобном случае.

Автор: Александр Филиппов