Фуражка в наследство Вперёд

Фуражка в наследство

Василий Григорьев, мастер сервисного депо Белгород

Семейная реликвия уже четверть века помогает мастеру сервисного депо Белгород Василию Григорьеву в труде

У гостей из многочисленных комиссий, посещающих в недавнем прошлом ремонтное, а ныне сервисное локомотивное депо Белгород, эта старая фуражка машиниста неизменно вызывает удивление. 

Мастер ремонтно-заготовительного участка Василий Григорьев с гордостью носит её почти 25 лет.
Фуражка досталась ему от отца жены, Василия Черных, бывшего машиниста локомотивного депо Белгород с более чем полувековым трудовым стажем. С лёгкой руки Василия Павловича предприятие стало родным и для зятя Василия Григорьева. 
Ещё до защиты диплома в Белгородском технологическом институте, куда он приехал поступать из Мурманской области, состоялась встреча с начальником депо Сергеем Видуевым:
– Посмотрев зачётку, а учился я неплохо, Сергей Петрович пообещал взять на работу. В локомотивное депо в то время требовался мастер механического участка, и моя 501-я специальность «Технология машиностроения» пришлась кстати. 
В 1990-м начинал освобождённым бригадиром, а спустя два года возглавил один из основных цехов депо – механический. 
С той поры немало воды утекло, в результате реорганизаций менялись названия должности, неизменным оставалось одно – отношение к делу, к которому успел прикипеть душой. 
Главные задачи также остаются прежними. По словам Василия Викторовича, он видит их в том, чтобы контролировать выполнение порученной работы, следить за её качеством, соблюдением трудовой и технологической дисциплины, подсказывать, направлять, обеспечивать рабочим инструментом, вовремя его менять.
Кроме того, в череде трудовых будней ежеминутно возникают вопросы, требующие оперативного решения. Их диктуют возрастающие объёмы работы: 
– В апреле выполнен ремонт пяти локомотивов в объёме ТР-3 и двух ТР-2, а ещё оказывали техническую помощь в восстановлении генераторов и турбин тепловозов. Одним словом, этот месяц выдался достаточно насыщенным.
– Программа ремонта сегодня значительная, в апреле она почти в полтора раза превысила плановую, – говорит начальник сервисного локомотивного депо Белгород Вячеслав Потапов, – и, соответственно, требует немалых затрат механических работ, которые заключаются в ремонте экипажной части тепловозов, тележек. Обеспечиваются они на участке Григорьева. 
На специальной установке организовано восстановление моторно-осевых подшипников, что приносит предприятию значительную экономию. Необходимо точить очень большое количество втулок. От профессионализма людей под его руководством зависят качество и своевременность сборки колёсно-моторных блоков. Василий Викторович отвечает за всё станочное оборудование. 
Такой продолжительный стаж работы на одном предприятии уже характеризует человека, свидетельствует о его высокой компетентности.
Василию Григорьеву хватает сил и времени и на работу в пожарно-технической комиссии депо, и на заботы об учёте и хранении тормозных башмаков, а также на своевременное пополнение слесарным инструментом технических аптечек на локомотивах. 
Однако жаловаться на трудности не привык:
– Сейчас у меня в подчинении 15 человек, а в инструментальном цехе было 25: токари, фрезеровщики, слесари. А фуражка машиниста… Когда пришёл в депо, такие носили мастер подъёмки Юрий Сергеевич Лазарев, старший мастер Виктор Николаевич Маслов и мастер Сергей Николаевич Филоненко. Когда сам стал мастером, тоже надел. Просят отдать в музей. А я в чём ходить буду? Вот пойду на пенсию – тогда…
На вопрос, является ли старая фуражка машиниста своеобразным талисманом, улыбается, поправляя козырёк:
– Как знать, из группы ребят, с которыми учился в институте, только я задержался на одном месте работы, а другие по три-четыре уже успели поме-нять.
Семейной династии Черных-Григорьевых суждено было продолжиться в 2003-м году, когда в депо расшифровщицей скоростемерных лент пришла жена Ирина. 
Позже ей предложили поработать нарядчиком локомотивных бригад. Однако даже после того, как производство разделилось на эксплуатацию и ремонт, она не покинула магистраль, а заняла место специалиста по управлению персоналом ремонтного депо Белгород. Сын Павел окончил Белгородский индустриальный колледж по специальности «Программное обеспечение», однако ступил на железнодорожный путь… монтёром Белгородской дистанции. 
Далее перескочил на вагонную подножку составителем поездов на станции Белгород. 
Образование решил продолжить в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Родители его выбором довольны: «Железная дорога ещё никого без куска хлеба не оставила». 
Василий Павлович даёт наставления внуку перед каждой сменой: «Железнодорожник, как сапёр, ошибается один раз. Помни, главное – связь с машинистом».
…За чаем неторопливо текла наша беседа, слово за словом выдавая секреты семейного тепла четы Черных-Григорьевых. 
Когда взялись подсчитать общий трудовой стаж на железной дороге, а раньше этим вопросом как-то не задавались, вышло без малого сто лет. Почти век.

Автор: Галина Мостипан