Раскрытие трещины Звезда

Раскрытие трещины

Яшар Салахов, осмотрщик вагонов ПТО Дербент

Отличное знание сопромата позволяет осмотрщику уверенно находить дефекты

Во время проверки грузового поезда осмотрщик вагонов ПТО Дербент Яшар Салахов выявил в платформе неисправность боковой рамы, которая могла привести к крушению поезда. 
Это был вагон, принадлежащий «Федеральной грузовой компании», который использовался для перевозки леса на экспорт, а обратно возвращался в порожнем состоянии. Новая погрузка на эту платформу и даже дальнейшее её движение без груза с таким дефектом могло оказаться роковым.
На Прохладненском участке неразрушающего контроля ОАО «Вагонная ремонтная компания – 2» в ходе проверки подтвердилась горячая трещина в зоне сопряжения боковой стенки и опорной поверхности со стороны технологического окна, над буксовым приёмом. Её длина –88 миллиметров, глубина – 3 миллиметра, ширина раскрытия – 2 миллиметра.
Вспоминая подробности этого случая, Яшар Салахов рассказывает, что в то дежурство особенно много внимания уделял боковым рамам тележек – в этих деталях часто бывают дефекты литья. Перед началом смены начальник ПТО Дербент Пётр Низамаев провёл с осмотрщиками инструктаж, где ещё раз напомнил о состоянии безопасности движения на сети дорог, и в вагонном хозяйстве в частности.
Статистика тревожная – в 2014 году из-за излома боковых рам тележек произошло 13 случаев схода, из них – 4 крушения и 1 авария. Руководитель нацеливал осмотр¬щиков на то, чтобы быть особенно внимательными при осмотре вагонов, построенных на ОА «НПК Уралвагонзавод», ЗАО «АзовЭлектроСталь», которые в прошлом году нередко выходили из строя.
За восемь лет работы осмотрщиком на ПТО Дербент Яшар Салахов назубок выучил вагоностроительные предприятия, выпускающие литые детали тележек с браком. А ещё Яшар считает очень важным  правильно настроиться перед сменой.
– Знаете, даже по походке осмотрщика можно определить, с каким настроением он выходит к составу: сосредоточен, нацелен на выявление дефектов либо просто будет отрабатывать положенное время. То есть бывает активный, заинтересованный подход и пассивный, равнодушный. Это влияет на результативность работы и число обнаруженных недостатков, – говорит он.
– Яшар Салахов заранее настраивает себя на поиск неисправностей. К тому же он постоянно учится, повышает свой уровень, – рассказывает начальник ПТО Пётр Низамаев.
Вообще-то, по своему изначальному образованию Яшар Салахов не вагонник. Он окончил вуз по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», но обучение в дортехшколе железнодорожной профессии, хорошее знание технических дисциплин и особенно такого трудного предмета, как «Сопромат» (по которому у него в дипломе стоит оценка «отлично»), позволило Яшару стать одним из лучших специалистов на ПТО. И на сегодняшний день он не останавливается в своём развитии: в мае поедет в Ростовский железнодорожный техникум на курсы повышения квалификации.
– Правильно говорят, что знания можно приобрести только собственным трудом, –
говорит Яшар Салахов. – У меня с этим особых проблем не было, мне с детства были интересны металлы, их свойства, то, как сделанные из них детали взаимодейст¬вуют друг с другом. Поэтому в институте  и дортех¬школе я изучал все это в теории, а практика позволила применить знания на деле.
Это помогает ему уверенно находить дефекты: несоответствие зазоров скользунов по завышению или занижению фрикционных клиньев, изломы внутренних пружин и других узлов. И, что очень важно для осмотрщика, он хорошо чувст¬вует «усталость» металла и, даже ещё не начав досконально изучать деталь, может сказать: что-то тут неблагополучно.
Так что не случайно на Дер¬бентском ПТО он лидер по выявлению трещин в боковых рамах тележек. И в списке лучших осмотрщиков вагонной службы Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры по итогам месяца или квартала, как правило, есть его фамилия.
Так, в 2014 году он выявил 65 трещин в литых деталях тележек вагонов (подтверждаемость более 80 процентов). И в текущем году Салахов уже обнаружил 36 трещин, и все дефекты подтверждены. По итогам I квартала текущего года он в числе лучших осмотрщиков вагонного хозяйства на СКЖД.
– За те восемь лет, которые я знаю Яшара Салахова, ни разу в нём не ошибся. Он быстро освоил профессию осмотрщика и хорошо помог в организации учебного полигона, где сейчас расположены в качестве тренажёров колёсная пара, боковая рама, надрессорная балка, фрикционные аппараты, с пометками трудновыявляемых дефектных мест. Яшар, как наставник, нередко проводит там практические занятия для молодых осмотрщиков. Недавно он взял под свою опеку Вагида Аманаева, который сейчас уже работает самостоятельно, – рассказывает начальник ПТО Пётр Низамаев.
На Дербентском ПТО можно услышать немало других мнений, характеризующих Яшара Салахова как человека, болеющего за интересы производства. Он был одним из тех, кто выступил с инициативой усилить контроль, когда пошёл вал неисправных вагонов, поступающих в Дербент с юга, со станции Баладжары Азербайджанской дороги.
Два лучших осмотрщика ПТО Дербент Яшар Салахов и Алексей Пинхасов стали работать вместе, показывая всем остальным членам коллектива, как надо вести проверку, предотвращая пропуск на дорогу неисправных вагонов из-за рубежа. 
– Мне неприятно, что идёт поток некачественно осмотренных вагонов из Азербайджана, – говорит Яшар Салахов. – Я ведь сам уроженец этой страны и имею представление о том, почему так происходит. Иногда даже возникает мысль собрать делегацию дербентских осмотрщиков и съездить в Баладжары, поговорить с нашими коллегами, которые там трудятся. Недостатки в работе чем-то похожи на дефекты литья: чтобы их предотвратить, нужно их обнаружить, раскрыть, пока они не привели к беде. Ведь обмен грузами между двумя нашими странами имеет большое значение, он должен идти беспрепятственно, и мы стараемся делать всё для предотвращения событий, связанных с безопасностью движения.

Автор: Николай Бастрыкин