Секундная реакция Призыв

Секундная реакция

Сергей Лавров, машинист эксплуатационного локомотивного депо Челябинск

Машинист Лавров, спасший пассажиров, награждён знаком «Почётный железнодорожник».

О ДТП на перегоне Петропавловск – Конд­ратовка «Призыв» уже вкратце рассказывал. Но прошло время, появились дополнительные сведения по тому страшному происшествию. И мы уверены, что поступок Сергея Лаврова достоин, чтобы появиться в рубрике «Доска почёта».
Машинист не слишком охотно вспоминает те события. Но всё же сейчас, когда эмоции улеглись, в памяти всплывают новые подробности.
Ещё вчера Лавров с помощником «пригнали» пассажирский поезд из Челябинска в Петропавловск. А утром надо выдвигаться обратно. Впереди восемь часов пути. Проверили системы, получили разрешение и тронулись. Такой путь Сергей преодолевал минимум два раза в месяц и не думал, что на сей раз всё сложится иначе.
Прошло примерно 20 минут с момента отправления. Поезд шёл со скоростью 110 километров в час. Впереди – очередной нерегулируемый переезд. Вдалеке на встречных путях показалась «точка» – приближался грузовой состав. Справа к переезду подходила колонна из трёх грузовиков.
– Первый немного оторвался от остальных, – вспоминает машинист. – Мы заранее начали подавать звуковые сигналы, но грузовик не тормозил. С его точки местность отлично просматривалась в обе стороны. Он не мог не видеть, что с одной стороны к нему приближается грузовой, а с другой – пассажирский поезд. Я не стал дожидаться, остановится он перед путями или нет.
До переезда 600 метров. Лавров применил экстренное торможение, вытолкнул помощника из кабины, а затем и сам бросился следом. Главное – покинуть кабину, которая должна принять на себя основной удар. Локомотив ЭП2К, который вела бригада, достаточно короткий и однокузовной. Они успели добежать до задней кабины и легли на пол.
– Время текло, как в замедленном кино, – 
говорит Сергей. – Те 13 секунд до удара показались вечностью.
 Удар действительно оказался сильнейшим. Грузовик так и не затормозил. Сначала он врезался в локомотив грузового поезда. Возможно, именно вес в 200 тонн и спас 2ЭС6 от схода. Он как лёгкую пушинку развернул автомобиль навстречу несущемуся 135-тонному ЭП2К.
Судя по кадрам камеры наружного видео­наблюдения, установленной на перегоне, машину буквально размололо. Куски рваного железа разлетелись в стороны. Пассажирский протащил автомобиль ещё примерно 400 метров и остановился. Только затем локомотивная бригада выбралась наружу и оценила масштаб разрушений.
– Никогда ничего подобного не видел, – признаётся наш собеседник. – Повсюду раскуроченный металл. Направил помощника по вагонам узнавать, нужна ли кому-то из пассажиров медицинская помощь, а сам приступил к осмотру локомотива. И тут понял, насколько правильным решением было покинуть кабину. Металлоконструкции, которые лежали в кузове, пробили корпус ЭП2К в районе фар и практически вышли под полом кабины в том месте, где должен был находиться я. На момент удара скорость локомотива составляла 65 километров в час. То есть примерно за 500 метров её удалось «скинуть» практически в два раза. Сразу стало понятно, что водителю грузовика помощь уже не потребуется. От удара кабину оторвало и фактически забросило под грузовой поезд, а позже ещё и завалило углём. Вместе с курганской локомотивной бригадой осмотрели повреждения. В грузовом сошло несколько вагонов. И остановились они всего в нескольких сантиметрах от пассажирских вагонов. 
Многие не понимают, зачем машинисту в момент опасности необходимо покинуть кабину. Но это только с виду многотонная машина кажется грозной и непоколебимой. Действительно, основные несущие конст­рукции, рама, кузов, сделаны из мощного металла. Кабину же максимально «разгружают». На современных локомотивах она из углепластика, чтобы максимально облегчить конструкцию. Кто-то посчитает такой подход неоправданным и опасным для бригады. Но локомотивы созданы не для того, чтобы таранить грузовики на переездах.
Позже специалисты отметят, что железнодорожникам и пассажирам очень повезло. Вполне возможно представить ситуацию, когда грузовые вагоны всё же завалились. Тогда без жертв бы не обошлось. Повезло и в том, что в момент удара пассажирский поезд не сошёл с рельсов. И кто знает, что бы случилось, если бы ни грамотные дейст­вия Лаврова и его помощника.
– Лавров продемонстрировал отличную реакцию, – говорит заместитель начальника локомотивного эксплуатационного депо Челябинск по кадрам Александр Евдокимов. – Каждая бригада проходит психологический отбор. Есть специальные тесты, которые определяют реакцию машиниста в условиях монотонной работы. В конкретном случае Сергей подтвердил свои показатели на тестировании.
Сергей Лавров признаётся, что за 14-летний стаж работы это первая подобная ситуация. Приходилось экстренно тормозить, когда видел человека на путях. Но всегда, к счастью, обходилось без жертв.
Спустя несколько месяцев машиниста представили к знаку «Почётный железнодорожник».
– Такое решение скрупулёзно обдумали на уровне дирекции и дороги, – продолжает Александр Евдокимов. – Тщательно проанализировали ситуацию и правильность действий машиниста. Учитывали десятки параметров: от рельефных условий, по­следовательности действий до скорости локомотива. Рассмотрели данные по машинисту: были ли серьёзные замечания и так далее. В итоге пришли к мнению, что наградные документы можно отправлять в Москву. Это действительно один из лучших специалистов в своей профессии.
Сам же Сергей признаётся, что был немного смущён.
– Видел, как вручают подобные знаки в торжественной обстановке при всём коллективе людям, много лет отработавшим на железной дороге, – говорит он. – Мне всего 35 лет, поэтому немного непривычно. Но я бы отдал обратно любую награду, лишь бы не произошло того, что случилось.
Спустя неделю после ЧП он вернулся на работу. Поездки не вызывают дрожь в руках, он также уверенно водит пассажирские поезда. Иногда играет с друзьями в баскетбол. У него любящая семья – жена, дочка и сын. Последний, кстати, уже заявил папе, что станет железнодорожником.
– Надеюсь, если его мечта всё же станет явью, ему не случится попасть в такую ситуацию, – говорит Лавров.
– А что коллеги, как они отреагировали?
– Никто практически ни о чём не расспрашивал, – отвечает он. – Все и так понимают без слов. Сказали лишь одно – слава богу, что живой. И это главное.

Автор: Александр Кичигин