Лунин XXI века Транссиб

Лунин XXI века

Юрий Паневкин, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Карасук

Как и легендарный новосибирский паровозник Николай Лунин, машинист электровоза из Карасука Юрий Паневкин – мастер рациональных режимов вождения поездов

Мы живем в век компьютерных и информационных технологий, когда роль человека нередко сводится лишь к контролю за мощной техникой. Но есть и в наше время место трудовым рекордам, есть и люди, способные, как герои минувших лет, своим примером «зажигать» товарищей на новые свершения.

Мастер скоростного движения
– С Юрием Паневкиным вместе водили грузовые и хозяйственные поезда от Карасука до Иртышской и из Карасука до Алтайской на электровозах ВЛ80С и ЭП-1, – рассказывает помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Карасук Александр Переверзов. – С первого взгляда он мне приглянулся: спокойный, вежливый и очень грамотный специалист. Я сначала и не подозревал, что Юрий Александрович – мастер скоростного вождения. Однажды довелось вместе с ним вести вагон-путеизмеритель. Никогда до этого так быстро не ездил. В грузовом движении ведь скорости далеко не рекордные, а тут я увидел то, что можно назвать «высшим пилотажем». Оказалось, что мой машинист знает обслуживаемый участок буквально до каждой шпалы! 
В депо Карасук фамилия Паневкина на слуху. Он известен коллективу и как первоклассный машинист, и как добрый товарищ, способный дать полезный профессиональный совет, помочь в сложной жизненной ситуации. В старину про таких говорили: его совета послушать, что из родника напиться. 
Ну а ветераны предприятия при встрече с Юрием Паневкиным всегда вспоминает его отца Александра Иосифовича. Тот отработал в основном локомотивном депо Карасук почти три десятка лет. Сын перенял все лучшие качества своего отца и свои «наработки» добавил. Получился почти что идеальный локомотивщик.

С ним каждый пошел бы в разведку
– От многих машинистов я слышал, как они, порой, сравнивают машиниста Паневкина с легендой железнодорожного транспорта – Героем Социалистического Труда, дважды почетным железнодорожником Николаем Луниным, – подчеркивает начальник депо Карасук Сергей Ковалев. – Такой же спокойный, выдержанный и жизнерадостный, настоящий профессионал, способный личным примером подвигнуть к ударной работе. 
Начальник депо особо отмечает, что на предприятии Юрий Паневкин – известный «экономист». Только за прошлый год, благодаря знанию технических особенностей электровоза, профиля пути и умелому применению рациональных режимов вождения поездов, Юрий Александрович сэкономил почти 133,8 тыс. кВтч электроэнергии. В 2013 году этот показатель у него составил 130,6 тыс. кВтч, в 2012 году – 134,5 тыс. кВтч. Налицо лунинская традиция.
Так же, по-лунински, содержит машинист Паневкин и закрепленный электровоз. Во время комиссионного осмотра в депо тягового подвижного состава его локомотив неизменно занимает призовые места.  
– Весь наш коллектив считает Паневкина человеком и профессионалом самого высокого уровня, с которым без колебаний каждый готов и в разведку пойти, и по любому маршруту в поездку отправиться, – уверен Сергей Ковалев.

Главное – не паниковать
Труд Юрия Паневкина отмечен и деповскими, и дорожными, и государственными наградами. Например, в его копилке есть медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. На вопрос: «За что получили?» Юрий Александрович более чем скромно отвечает: «За работу». 
В каждой поездке локомотивная бригада решает множество задач по обеспечению безопасности движения, соблюдению графика. Случаются и сбои, иной раз по мелочи, но они всегда требуют принятия быстрого решения и досконального знания устройства локомотива. 
– Машина ведь – это «железо», в любой момент может отказать или сломаться. Главное знать, как устранить неисправность, ну а коли она не устраняется – вовремя заменить неисправный локомотив, – считает Юрий Паневкин.
В конце прошлого года на станции Иртышское у локомотива ЭП-1, который подали под пассажирский поезд, замерзла питательная магистраль локомотива, а это прямая угроза отказа тормозного оборудования. Машинист Паневкин настоял на том, чтобы под этот поезд выделили грузовой электровоз ВЛ80С. У него хоть скорость и меньше, но из графика локомотивщики не выбились, пассажирский поезд прибыл на станцию следующей смены локомотива строго по расписанию. Ну а у машиниста Паневкина на сердце было спокойно – во время движения техника не откажет.
– На основе своего профессионального опыта могу сказать – безвыходных ситуаций в нашей работе не бывает, всегда есть одно, а то и два решения проблемы. Просто нужно не паниковать, сосредоточиться, и нужная информация, при наличие соответствующего опыта, сама придет, – делится секретами мастерства Юрий Александрович.

Знак качества машиниста
Машинист Паневкин еще раз акцентирует мое внимание на том, что локомотивная бригада всегда должна оставаться спокойной. А для этого нужна выдержка, тренируемая в сотнях поездок. Такие навыки, по словам Юрия Александровича, в учебных кабинетах и за тренажерами не наработаешь. Нужны практика и желание самого машиниста до мельчайших нюансов освоить профессию. Этому он и учит молодых локомотивщиков.
– Если машинист напряжен и взволнован, ему нужного решения не найти. А в нашей работе, как у летчиков, – доли секунды для принятия решения, – говорит Паневкин. 
Нынешней зимой Юрий Александрович вел электричку из Камня-на-Оби в Карасук. На улице – мороз под «минус сорок». Вдруг у электровоза сломался обратный клапан. Встали. Но машинист Паневкин как всегда спокоен. Без паники он проанализировал возможные решения, вспомнил, что компенсировать работу клапана можно внутренним компрессором, не в полной мере, конечно, но хотя бы частично. В результате, электричка к месту назначения прибыла своим ходом с минимальным опозданием. 
За последние пять лет Юрий Александрович подготовил четверых помощников машиниста электровоза, которые должны стать отличными машинистами. Как говорит Паневкин, «не успеешь обкатать помощника, глядишь, через год-полтора он уже машинист!». 
Еще одним знаком качества в его работе является активное использование «Книги замечаний машиниста». С 2010 года им выявлено более 150 нарушений, которые непосредственно угрожали безопасности движения поездов.

Лучше в родных камышах…
Важным условием успешной работы Юрий Паневкин называет правильно организованный отдых: 
– Хороший машинист должен уметь отдыхать по-настоящему. 
А для этого необходимо всего одно условие – подольше оставаться наедине с природой. Пусть это будет рыбалка или охота – главное, чтобы в душе человека воцарилось то первобытное умиротворение, что было присуще нашим предкам. 
Кроме того, Юрий Паневкин – большой патриот своей Родины. Ему не нужны заграничные пляжи и морские побережья. Гораздо милей родной камыш карасукских озер, где можно вволю пострелять перелетную утку, сварить ароматную уху на костре и долго в раздумье глядеть в глаза первозданной стихии – огню. Машинисту контакт с природой просто необходим, он дает то самое спокойствие, что является залогом успешной работы и безопасности движения.

Автор: Роман Сидоров