Путь через Каменище Волжская магистраль

Путь через Каменище

Алексей Соколов, дорожный мастер Сергачской дистанции пути

Дорожный мастер Алексей Соколов предотвратил ЧП с контейнерным поездом

В тот день в Нижегородской области стояла весенняя солнечная погода. Яркое солнце, высоко поднявшееся около полудня над подтаявшим чернозёмом, играло «зайчиками» на отшлифованных колёсами тысяч составов рельсах, бросая ослепительные блики в глаза машинис-тов мчащихся навстречу друг другу поездов. Движение на Южном широтном ходу Горьковской магистрали интенсивное: в сутки через участок пути, порученный заботам дорожного мастера Алексея Соколова и его товарищей, проходит более шестидесяти пар поездов. А коллектив участка призван обеспечить не только надлежащее качество содержания путевого хозяйства, но и контролировать состояние подвижного состава.

В любом случае...
17 марта бригада Соколова занималась заменой башмаков на рамных рельсах двух стрелочных переводов, расположенных в пределах станции Каменище. В то же время метрах в восьмистах, ближе к западной горловине, находился бригадир Евгений Панкратов. Он и позвонил Соколову на мобильный с просьбой обратить внимание на фитинговую платформу в середине третьего десятка проходящего чётного поезда. Что-то не так.
– Присмотрись в любом случае, – попросил он.
Вот уже ничего не подозревающая локомотивная бригада в кабине ВЛ80 поприветствовала работавших путейцев. Повернувшись, как и всегда, лицом к составу, Соколов отсчитывал вагоны: тридцать четвёртый, тридцать пятый, тридцать шестой...
Именно на нём коричневая громада контейнера заметно сдвинулась со своего места, переваливаясь своей тяжестью на нечётную сторону.
– Зрелище, честно скажу, жутковатое, – рассказывал нам Алексей. – Было совершенно ясно, что пропускать поезд дальше на маршрут нельзя. В любом случае...
И он схватился за служебный телефон.
Как здорово, что теперь есть возможность пользоваться оперативной качест-венной служебной связью РОРС. Работающий в формате стандарта GSM аппарат сразу же соединил его с поездным диспетчером. Соколов чётко и кратко изложил ситуацию, требующую экстренных решений. ДНЦ отреагировала почти мгновенно.
– Мы находились на седьмом пикете 493-го километра, – вспоминает Алексей, – и увидели, как начинали тормозить хвос-
товые вагоны.
До момента полной остановки прошли, как показалось ему, считанные секунды. В срочном порядке были вызваны осмотрщики, которые и подтвердили, что контейнер «уходил» с платформы по направлению встречного пути. Состав осадили. Потом с помощью примчавшегося маневрового его переместили на третий путь станции Каменище, где уже собирались вызванные в соответствии с ситуацией работники.
– Мы ещё помогали восстановителям из Сергача домкратами поднимать этот контейнер и ставить его на место, – рассказывает Соколов. – Всё так быстро произошло. Организованно.

Организованный человек
Такая репутация утвердилась за Соколовым в Сергачской дистанции пути. И степень участия его в предотвращении ЧП никто не оспаривает. Более того...
– Это очень надёжный человек, – сказал о нём начальник дистанции Александр Кисляков. – И по работе. И по жизни. Ему мало выполнить распоряжение или приказ – он обязательно подумает, каким именно образом всё это можно организовать. Чтобы было как можно лучше, спод-ручнее, по порядку, что ли.
– Обязательно позаботится о своих ребятах, – вторит диспетчер Марина Калина. – Чтобы всё с доставкой на линию было в порядке, техника работала, инструментом и спецодеждой были все обеспечены сполна. И ребята его за это уважают. А ещё – за спокойствие. А ведь молодой совсем – 26 лет.
Немало, признаюсь, видел путейских командиров разного ранга: и громогласных, и строгих, и «своих в доску», знатоков крепких словесных конструкций и сдержанных в выражениях. Но робких – не встречал. Соколов из этого ряда несколько выпадает – краснеть не разучился.
Встретиться, как договаривались, в Сергаче не случилось.
– Не складывается у меня, – объяснял он по телефону. – Работа срочная появилась.
Что за работа? Договаривались же!
– Да он просто у нас застенчивый такой, – поулыбались в дистанции. – И работу он всегда для себя найдёт.
Хотя настоящего путейца работа сама находит. А мы нашли Соколова со товарищи на железнодорожном переезде 489-го километра на выходе со станции Смагино. Полная идиллия: дежурный с кисточкой обновляет фасад своей будки, монтёры бегают по путям с бригадиром по промерам. А Соколов встречает нас рядом с притулившимся у обочины КамАЗом-«летучкой».
– Вот. Готовимся к весеннему комиссионному осмотру начальника дороги, – смущённо говорит Соколов. – Замечания устраняем.
– Серьёзные? Балловая оценка хромает?
– Ну, оценка-то не хуже, чем у других, – почти обижается Алексей. – Просто... дело у нас такое.

Такое дело
Родители Алексея никакого отношения к железной дороге не имеют. А вот бабушку Эмилию Петровну многие железнодорожники помнят как начальника станции Каменище. Проработала она здесь много лет. Сколько именно, внук сказать определённо не смог. Но по стопам её пошёл без долгих раздумий. Окончил Алатырский техникум железнодорожного транспорта и пять лет назад начал свой трудовой путь монтёром пути. Через девять месяцев он был уже освобождённым бригадиром, а с начала лета прошлого года назначен дорожным мастером. Участок – не из прос-тых. У него своя – и не самая радужная история. На перегоне Каменище – Тарталей в июле 1995-го, а затем ещё и в марте 2005-го случилось два чрезвычайных происшествия – два крушения. В первом случае – с очень тяжёлыми последствиями. Знает ли об этом Алексей?
– Конечно, знаю, – утверждает он. – Я же здесь не чужой человек. Недосмотрели тогда наши. Вот и получилось.
Сегодня за этот перегон отвечает Соколов.

Время и место
Та платформа, скорее всего, уже прошла необходимый ремонт и эксплуатируется на сети. А ведь если бы не Соколов, не Панкратов, не поездной диспетчер Абузярова, не система шахматного контроля, которая сформирована для предупреждения такого рода происшествий, если бы не доведённая до рефлекса обязанность осматривать проходящие поезда всем, кто занят в конкретное время и в конкретном месте в перевозочном процессе, всё могло бы обернуться иначе.
За комментарием мы обратились к исполняющему обязанности первого замес-тителя начальника службы вагонного хозяйства Горьковской дирекции инфраструктуры Александру Гусеву.
– Мы все должны быть благодарны Алексею Соколову. Дефект конструкции крепления груза на платформе «дозрел» до такой степени, что последствия могли быть любыми, не исключая самые трагические, – сказал нам Александр Вячеславович. – Решительность Алексея и профессиональное отношение к нашему общему делу сыграли здесь роль исключительную.
Это подтверждает и содержание письма, с которым обратилось к начальнику Горьковской железной дороги руководство Горьковской дирекции инфраструктуры:
«17 марта 2015 года в 12 часов 25 минут при следовании по первому главному пути перегона Каменище – Тарталей по сообщению дорожного мастера Соколова А. В. через поездного диспетчера Абузярову С. Н. был остановлен грузовой поезд № 1348. При осмотре у 36-го вагона с головы состава был выявлен наклон контейнера в левую сторону по ходу движения на 400 миллиметров из-за излома на более чем 90 процентах площади опорной плиты фитингового упора в месте соединения с усиливающей пластиной по старой трещине с левой стороны по ходу движения поезда.
Своими действиями дорожный мастер Соколов А. В. предотвратил серьёзные последствия нарушения безопасности движения поездов.
Руководство Горьковской дирекции инфраструктуры за проявленную бдительность ходатайствует...»

Автор: Николай Кожин