Предотвратили беду Забайкальская магистраль

Предотвратили беду

Василий Шабанов Константин Андрусов, локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо “Амурское”

Локомотивная бригада при изломе рельса не растерялась и действовала грамотно

Излом рельса мог послужить причиной схода состава, но, благодаря бдительности локомотивной бригады, этого удалось избежать. Неисправность обнаружили машинист Василий Шабанов и его помощник Константин Андрусов.

В ночь с 1 на 2 февраля 2015 года машинист Василий Шабанов и помощник Константин Андрусов вели грузовой поезд №1604. И хотя по часам было уже утро, до рассвета было еще далеко.

– В 23.37 по московскому времени на перегоне Сковородино – Большой Невер сработала красная сигнальная точка, что обозначает неисправность в рельсовой цепи, – рассказывает Василий Шабанов. – В соответствии с регламентом мероприятий, проводимых в подобных ситуациях, нам пришлось замедлить ход. Мы с помощником вели визуальный осмотр из кабины локомотива. Ничего не обнаружили. А когда проследовали второй пикет 7314 километра, загорелся зелёный свет, это означает, что локомотив замкнул рельсовую цепь. Мы незамедлительно остановили поезд.

Василий Шабанов стал производить осмотр рельсов. Сначала с левой стороны локомотива, но ничего похожего на трещины не заметил. Потом обошёл электровоз с другой стороны и обнаружил между последней и предпоследней колёсными парами локомотива излом рельса длиною 95 см.

– Почти метровый кусок головки рельса возле стыка буквально отвалился, – заметил машинист. – Видимо, окончательное разрушение рельсовой цепи произошло во время следования по участку состава, шедшего перед нами. Если бы мы продолжали следовать с разрешённой скоростью по месту дефекта, исход был бы печальным. Можно было бы завалить состав. На этом участке перегона Сковородино – Большой Невер есть одна нехорошая особенность: с одной стороны скала, а с другой река. Рядом нет никаких дорог. Если бы там состав завалился, то вагоны растаскивали бы очень долго.

Спустя семь минут после остановки бригада доложила о ситуации дежурному по станции Большой Невер. По цепочке новость о неисправности передали начальнику Сковородинской дистанции пути, и на аварийное место выехало путейское подразделение.

Следовать дальше было нельзя, невозможно было и сдать назад, поэтому локомотивной бригаде пришлось дожидаться путейцев, которым из-за отсутствия подъездных путей часть маршрута пришлось пройти пешком с инструментом и материалами.

– Прибывшая бригада путейцев вырезала прямо между колёсными парами обломки рельса, – пояснил Василий Шабанов. – Путейцы вытащили куски, сделали врубку, закрепили новую часть рельса.

Пока велись работы, взошло солнце. Всего от звонка на станцию до прибытия путейцев и окончания работ прошло более четырёх часов. Наконец, машинисту было дано добро на отправление, и на минимальной скорости поезд последовал дальше. И только, когда последний вагон миновал опасный участок, локомотивной бригаде разрешили увеличить скорость до установленной на перегоне.

Глядя на членов бригады, один из которых уже немало проработал в депо “Амурское”, а второй только-только начал профессиональный путь, понимаешь, что именно на таких людях и держится дорога. Хоть их и разделяет значительная разница в возрасте, но роднит беззаветная преданность любимому делу.

Машинист электровоза Василий Шабанов родился в 1962 году в небольшом станционном посёлке Сиваки Амурской области. Железная дорога была основным местом работы для многих поселковых мужчин. Большинство из них трудилось путейцами, но Васю с малых лет привлекала профессия машиниста локомотива. А после того как его, ещё совсем мальчишку, взял в поездку дядька, Николай Соколов, у десятилетнего мальчика появилась мечта – самому водить поезда.

– Дядя работал в пригородном движении, водил тепловозы серии ТМ по маршруту Магдагачи – Талдан, – пояснил Василий Шабанов. – И вот он в первый раз взял меня с собой в поездку. Это было незабываемое приключение, которое, наверное, окончательно определило моё будущее.

Для каждого мальчишки завораживающей музыкой звучит стук колёс поезда. И, глядя в лобовое стекло тепловоза, чувствуешь себя, если не повелителем мира, то уж точно хозяином убегающей под колёса локомотива железной дороги. Так и тянет снова попросить дядьку: дай погудеть! И когда разрешение получено, восторгу и вовсе нет предела. Дыхание перехватывает и, словно боясь спугнуть удачу или проснуться, стоишь, не двигаясь, и смотришь в окно. Потом, снова осмелев, переводишь взгляд на бесчисленные переключатели, тумблеры и приборы, и зачарованно наблюдаешь, как с их помощью машинист легко и ловко управляет сложной техникой. Это и есть момент рождения мечты, момент появления романтики, которую потом не вытравят никакие суровые железнодорожные будни.

В 1980 году Василий Шабанов, после смерти родителей, переехал в Магдагачи и сразу же поступил на курсы помощников машиниста при Магдагачинском локомотивном депо.

– А дальше, по окончании курсов, как говорится, сел и поехал, – улыбнулся Василий Фёдорович. – Вот, и езжу до сих пор, уже более трети века. И ни разу не пожалел о сделанном когда-то выборе. Знаете, оглядываюсь назад и понимаю, что всё, чего я хотел в жизни, исполнилось. У меня семья, двое детей, внучка и любимая работа. Есть и небольшое хобби, которому посвящаю большую часть свободного времени – люблю порыбачить и поохотиться.

Как запомнилась мальчишке поездка в кабине тепловоза, так прекрасно помнит Василий и свою первую рабочую поездку, которую совершил на тепловозе ТЭ-3.

Это один из самых массовых магистральных грузовых тепловозов послевоенного периода, и на некоторых промышленных линиях он используется до сих пор.

– Когда принял ходовую часть и залез в кабину, то увидел дюжего мужика, спросившего, что, сынок, первая поездка? – рассказывает Василий Шабанов. – Отвечаю: да. А он мне говорит: запомни, сынок, с этого дня ты большую часть своей жизни проведёшь на этой “железяке”. Так и получилось, локомотивы стали неотъемлемой частью моей жизни.

Долгое время Василий Шабанов оставался помощником машиниста, но в 1997 году выучился на машиниста электровоза и через пять лет стал водить грузовые поезда. Сын Василия Фёдоровича, Андрей, пошёл по стопам отца и тоже работает машинистом локомотива.

В эксплуатационном локомотивном депо “Амурское” Василий Шабанов трудится уже 35 лет. А вот его помощник Константин Андрусов в то памятное утро отправился всего лишь в четвёртую поездку. Он поступил на курсы помощников машиниста при депо в прошлом году, а на предприятии работает всего пять месяцев.

Константин Андрусов родился в Магдагачи в 1994 году в семье железнодорожников, отец и мать работали в местном ремонтном локомотивном депо.

– А если считать и предков, то я, получается, уже потомственный железнодорожник в четвёртом поколении, – сказал помощник машиниста. – На железной дороге работали мой прадед, дед. Поэтому другого выбора профессии я себе никогда и не представлял.

– За проявленную бдительность, обнаружение излома рельса на перегоне Сковородино – Большой Невер Сквородинской дистанции пути и принятие своевременных мер по остановке поезда, машинист электровоза Василий Шабанов и помощник машиниста Константин Андрусов награждены знаком “Отличный работник Забайкальской железной дороги”, – отметил начальник эксплуатационного локомотивного депо “Амурское” Владимир Савицкий. – И, конечно, оба работника получили материальное поощрение за проявленную ими бдительность.

Автор: Александр Потапов