«Спасибо» – моя награда Красноярский железнодорожник

«Спасибо» – моя награда

Людмила Щетинина, инспектор по делам несовершеннолетних Сибирского ЛУ МВД России

Накануне Дня образования подразделений по делам несовершеннолетних в системе МВД России майор полиции Людмила Щетинина получила награду за многолетнюю добросовестную службу

Заслуга Людмилы Валерьевны в том, что за 15 лет её руководства отделением по делам несовершеннолетних Сибирского линейного управления удалось полностью ликвидировать беспризорность на Красноярском вокзале.
С трудными детьми и подростками Людмила работает всю жизнь. За эти годы даже случалось забирать беспризорников домой, чтобы отмыть и накормить. Но самые волнительные эпизоды – это встречи с людьми, которые давно выросли, но продолжают помнить инспектора, однажды задержавшего их на вокзале.
– Некоторые дети меня мамой считали, – говорит Людмила. – Жил на вокзале парень Миша. Его отца и мать лишили родительских прав, а из детского дома он всё время сбегал – ему нравилась вольная жизнь. По-матерински жалея, я приводила его к себе домой. Накормлю, обогрею, помою – а он опять на вокзал и кочевать по краю. Через 10 лет я его снова встретила. Уже отсидел, но всё равно был доволен жизнью. Объяснял, что свободен от обязанности учиться или стремиться к чему-либо.
По словам Людмилы, это типичная судьба беспризорника. Виной тому неблагополучное окружение, алкоголизм в семье, отсутствие положительного примера в жизни.
Хотя есть и счастливые исключения.
– Девочка Лена сбежала из детдома и в компании других беспризорников приехала в Красноярск, чтобы жить на вокзале. Лет через девять на привокзальной площади меня остановила красивая девушка. Говорит: «Помните, вы меня задержали, а потом хлебом с маслом накормили? Спасибо вам». Оказалось, Лена вышла замуж за хорошего человека, родила ребёнка. Живут в Норильске. А в тот день они всей семьёй уезжали в отпуск.
В 1995 году в милицию общественной безопасности для борьбы с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Красноярском крае проводился набор сотрудников. Так Людмила поступила на службу.
Чего только не довелось ей повидать в начале своей карьеры! Даже грудничков отнимали, чтобы поместить в дом малютки, потому что было много нерадивых мамаш без средств к существованию и постоянного места жительства.
А однажды в мусорном контейнере обнаружили годовалого малыша. Мать выкинула его, потому что надоел. Позже она рассказала, что была пьяна и не смогла дойти до Енисея, а то бы утопила...
В конце 1990-х и начале 2000-х годов с объектов транспорта и железнодорожных вокзалов в отделение ежедневно доставлялось 8 – 10 беспризорников. С каждым из них проводили работу – устанавливали личность и место жительства. Затем помещали в приюты, из которых они убегали и возвращались на вокзал, где не было контроля со стороны взрослых. Да и денег вокруг достаточно, можно выпросить или украсть. Поэтому вокзалы, в том числе красноярский, стали центрами беспризорности.
Дети путешествовали по стране, потому что никто не ограничивал их передвижение. Проводники жалели, не высаживали на ближайшей станции, зачастую кормили и давали что-нибудь в дорогу. А если и попадался неумолимый проводник, беспризорники не отчаивались и продолжали путь на электричках.
– Здесь стоит уточнить, что есть две категории, – говорит Людмила Щетинина. – Беспризорными называют тех, у кого нет родителей, опекунов или попечителей. А те, кто просто любит вольные скитания, но дома у них имеются родители, называются безнадзорными. С помощью органов социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и учебных заведений нам удалось ликвидировать беспризорность на вокзале.
Сейчас в год в отделение доставляется от силы шесть безнадзорных детей, о которых есть кому заботиться. Поэтому основной задачей является уже не борьба с беспризорностью и преступлениями несовершеннолетних, а обеспечение безопасности детей и подростков на объектах железнодорожного транспорта.

Автор: Дарья Кравченко