Крещение огнём Октябрьская магистраль

Крещение огнём

Станислав Туркот, дежурный по станции Кирпичный Завод

Дежурный по станции Станислав Туркот боролся с огнём до приезда пожарных

Прошло три месяца после той чрезвычайной смены, а запах дыма так и не выветрился. Даже ремонт, который сделали на станции Кирпичный Завод после пожара работники Санкт-Петербургской дистанции гражданских сооружений, не смог до конца истребить этот дух. Посидев два часа с героем февральского ЧП Станиславом Туркотом в помещении дежурного по станции, поняла, что самой нужно срочно в душ, а одежду – в стирку.

Он любит читать фантастику и смотреть фантастические фильмы. Но когда сам в реально-сти оказываешься в дыму и пламени, один на один с пожаром, чужие сюжеты меркнут. «Такое и в страшном сне не приснится», – говорит Станислав, вспоминая тот вечер. Он сидел перед пультом-табло, контролируя готовность маршрутов. Уже дал команду дежурному стрелочного поста и ждал прибытия с двух сторон электричек, из Петрокрепости и Мельничного Ручья, 17.25 – время скрещения поездов на станции Кирпичный Завод. И вдруг прямо из пульта посыпались искры, потом повалил чёрный дым. Что-то там замкнуло. Связь пропала. Он только смог сообщить о случившемся дежурному по станции Петрокрепость и начал быстро соображать, что делать дальше. 
Чтобы открыть пульт, из которого снизу уже вырывалось пламя, нужно было отключить электричество. Вскрыл электрощит, вырубил питание. Попробовал огнетушителем ликвидировать возгорание. Но когда открыл релейный шкаф, оттуда вырвалось нешуточное пламя. Вызвал пожарных и продолжал в одиночку бороться с огнём. В 17.00 рабочий день заканчивается, и кроме дежурного по станции здесь никого нет. Поездной диспетчер Александра Волкова, вышедшая на мобильную связь, кричала: «Уходи оттуда, задохнёшься!» А он с ужасом думал: «Если станция сгорит, где же мы все будем работать?» Через какое-то время порошок в двух огнетушителях закончился, но тут уже на помощь подоспели машинисты прибывших электричек. Увидев валивший из здания станции дым, они тоже прибежали со своими противопожарными средствами. Пошли в ход красные «блины» из арсенала локомотивщиков. Они «работают» при условии отсутствия кислорода. Нужно было закрыть форточки в здании, а как? Под окнами снег по пояс, встать не на что. 
– Я побежал к сараю, выломал доску, залез в сугроб и кое-как начал захлопывать форточ-ки, – рассказывает Станислав. 
Ещё он беспокоился о простаивающих поездах – и тех, что на станции, и других, остано-вившихся на соседних участках. Ведь это самое неприятное на железной дороге – когда всё сто-ит… Уже после того, как приехали пожарные, диспетчер помогла ему отправить электрички, говорила, что и как делать. Ведь Станислав Туркот всего полгода к тому времени отработал на железной дороге. В институте, конечно, показывали, как вручную готовить маршрут, как переводить стрелку курбелем. Но одно дело – теория, и совсем другое, когда приходится действовать в реальности, в экстремальной ситуации. 
Всего полгода работы. Это обстоятельство подчёркивали все, кто рассказывал о действиях дежурного по станции в условиях чрезвычайной ситуации. 
– Другой человек мог и растеряться, – уверен начальник станции Кирпичный Завод Сергей Глуховский. – Женщина, например, просто убежала бы из помещения, и никто бы её не обвинил. Станислав действовал очень чётко, а главное – мужественно, как настоящий боец. Принимал правильные решения. И благодаря этому последствия возгорания удалось минимизировать.
Сергей Глуховский называет такие качества молодого специалиста, как активная жизнен-ная позиция, общительность, ответственность. А я для себя отметила адекватную самоидентификацию Станислава Туркота. Родом из Казахстана, он особенно переживает из-за незнания сверстниками истории собственной страны, произвольной трактовки событий и значения Великой Отечественной войны. Вспоминает, как однокурсница, выдвинутая на конкурс «Мисс ПГУПСа», не могла назвать год распада СССР. Ему было стыдно. На своей странице «ВКонтакте» Станислав поставил свою фотографию на фоне электропоезда с символикой к 70-летию Победы. Лично мне это говорит о многом. 
Через станцию Кирпичный Завод ходит 16 пар пригородных электричек. Ночью приходит грузовой, сборный. Привозит грузы, забирает порожняк. На самой станции – практически безлюдно. Пара-тройка пассажиров продефилирует мимо окна, бригадир пути зайдёт в дежурку погреться. Иногда электромеханик приедет проверить старенькую аппаратуру. Вот и все события. Что тут, на станции 5-го класса, может происходить? Так думал Станислав Туркот, начиная свою трудовую деятельность на транспорте. Сейчас он знает, что на железной дороге нужно постоянно быть готовым к мгновенной реакции на непредвиденные события. Опыт приобретается по-разному. Иногда одна смена учит большему, чем несколько лет работы. Одно испытание проверяет человека во всех отношениях. Можно сказать, что Станислав прошёл профессиональное крещение огнём.
– Главное, что я успел понять на железной дороге: если что-то не так сделаешь, обязательно кого-нибудь подведёшь, – говорит наш герой.
Внешность у него совсем не героическая, и апломба в голосе не появилось, несмотря на то, что о его поступке на всю сеть дорог сообщил президент ОАО «РЖД». Сейчас Туркот исполняет обязанности начальника станции. Приобретает новый опыт, расширяет, так сказать, профессиональные компетенции. Вчера провёл внеочередной комиссионный осмотр. Сегодня закрепил за новеньким дежурным стрелочного поста наставника. Много разных требований и указаний поступает руководителю станции. Надо думать, что справится. Не пожарный режим.

Автор: Галина Морозова