Бессонная ночь Призыв

Бессонная ночь

Роман Шкадько, дорожный мастер Магнитогорской дистанции пути

Дорожный мастер Роман Шкадько первым прибыл на место падения ригельной опоры

Молодой железнодорожник увёл людей со смертельно опасного участка, помог в работе локомотивной бригаде и сопроводил пассажиров пригородного поезда.

Южно-Уральская железная дорога приняла Романа в свои ряды в 2007 году, когда он пришёл трудиться в Петуховскую дистанцию пути. Почти сразу монтёр пути прошёл боевое крещение: ему довелось принимать участие в тушении пожара на локомотиве ВЛ10 на перегоне Кондратовка – Мамлютка. Следующие восемь лет судьба берегла его от нештатных ситуаций. За это время Роман успел дорасти до бригадира пути. Затем перешёл с повышением в Магнитогорскую дистанцию, где занял должность дорожного мастера.
20 апреля звонок дежурного по станции Гумбейка Ирины Гайнуллиной застал Романа дома. Во время разговора женщина сообщила, что в начале шестого вечера по местному времени порывом ветра сорвало кусок профнастила с табельного здания путейцев. Кровлю фактически разорвало на две части, одна из которых пролетела порядка 10 метров и ударила в тепловоз, стоящий на шестом пути. Второй фрагмент вызвал куда более значительные повреждения: им под корень срубило опору под ригелем, который упал на рельсы. Через три минуты – ещё звонок, на сей раз от начальника Магнитогорской дистанции пути Сергея Замятина. Тот распорядился, чтобы дорожный мастер немедленно поехал на станцию и узнал, могут ли через неё проследовать поезда. Начальник и сам отправился на Гумбейку, но путь до неё от дома Шкадько был значительно короче. Быстро преодолев на личном автомобиле около 50 километров, Роман первым из путейцев прибыл на место событий.
Никого другого, кто мог бы незамедлительно приступить к ликвидации последствий стихийного бедствия, на станции не оказалось. Но в непосредственной близости от путей уже находились зеваки, фотографировавшие происходящее на мобильные телефоны. Дорожный мастер потребовал прекратить съёмку.
– Когда ригельная опора падает, то выбивает фидер и на дистанции электроснабжения срабатывает защита, в результате опасный участок оказывается обесточен. Но в данном случае система могла и не сработать, поэтому в первую очередь я отвёл всех людей на безопасное расстояние, хотя многие из них пытались подойти поближе, – поясняет свои действия Роман.
Быть может, именно грамотные действия дорожного мастера в тот вечер по­зволили сохранить не одну жизнь.
Следующей задачей было оценить состояние станции и доложить о нём начальнику службы пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Александру Фролкову. На месте дорожный мастер увидел, что пути с первого по пятый заняты упавшей ригельной опорой. Кровля, ударившая в тепловоз на шестом пути, повисла возле него на проводах контактной сети. Поэтому локомотив срочно требовалось освободить. Кроме того, в скором времени выяснилось, что габарит данного пути нарушен. Быстрее всего принять поезд можно было на седьмой путь, но в тот момент здесь стоял состав на башмаках.
После доклада дорожного мастера первому руководителю службы пути на станцию Гумбейка прибыл начальник ПЧ-16 Сергей Замятин, а следом за ним пожарные, полиция и представители МЧС. Примерно за 20 минут удалось сформировать бригаду из двух десятков путейцев, в том числе прибывших с соседних мест. Все они были готовы броситься в бой, но Александр Фролков запретил что-либо предпринимать, пока механики ЭЧ-9 не снимут напряжение и не поставят штанги. Только после выполнения такой операции собравшимся на станции Гумбейка предстояло освободить локомотив, чтобы убрать вагоны с седьмого пути. Когда механики выполнили свою задачу, Роман Шкадько, Сергей Замятин и руководители ЭЧ-9 бегом бросились к тепловозу.
Специалистам удалось быстро убрать нависший над машиной кусок кровли, чтобы локомотивная бригада смогла отогнать состав в тупик и освободить седьмой путь. Измерив его, дорожный мастер убедился, что габарит не нарушен и ширина колеи точно соответствует правилам технической эксплуатации. Только тогда на станцию Гумбейка решили принять пригородный поезд, который стоял неподалёку и выбился из графика.
Спустя примерно 40 минут электричка прибыла на седьмой путь, не оборудованный пассажирскими платформами. Поэтому Роману и его коллегам пришлось выводить людей по безопасному маршруту. Пассажиры по старой памяти хотели пройти там, где лежала ригельная опора, но сделать такой опасный шаг им не позволили. Стоит отметить, что электропоезд тянули тепловозом: контактная сеть над седьмым путём не была повреждена, но её обесточили.
В то же время на первых пяти путях шёл демонтаж упавшей опоры. Ригель решили не восстанавливать: в результате происшествия его сильно повело. Конструкцию распиливали на куски длиной по полтора-два метра и выносили с железнодорожного полотна. Так удалось очистить пути с первого по третий. Для следующих двух пришлось воспользоваться подъёмным краном. Полностью освободить полотно от фрагментов ригеля удалось с помощью восстановительного поезда, прибывшего со станции Карталы.
– Беда, случившаяся на станции Гумбейка, сплотила трудившихся людей, – 
отметил Роман. – Путейцы, электроснабженцы, связисты работали в едином порыве. Каждый, кто принимал участие в ликвидации последствий разгула стихии, мог почувствовать себя монтёром пути.
Дорожный мастер пробыл на месте аварии до раннего утра 21 апреля. Около четырёх часов утра главный инженер Магнитогорской дистанции Сергей Мыльников привёз на станцию продукты питания. Понимая необходимость поскорее освободить пути, люди по-быстрому перекусили прямо в здании вокзала и вернулись к работе. Около шести часов утра с разрешения начальника ПЧ-16 Роман Шкадько отправился домой, чтобы отдохнуть.
Спустя некоторое время, снова оказавшись на станции Гумбейка, дорожный мастер увидел, что деятельность путейцев на объекте почти завершена, все последующие операции: установку новых опор и сборку ригеля – специалисты ЭЧ-9 могли провести собственными силами. Тем не менее путейцы помогли соорудить ограждение вокруг места работ. После устранения последствий аварии Роман Шкадько покидал станцию в хорошем настроении: участники ликвидации ЧП сработали профессионально, и оттого задержка пригородных поездов оказалась минимальной. Только теперь у него появилось время, чтобы хорошенько выспаться.

Автор: Сергей Мартынов