Сбитый габарит Транссиб

Сбитый габарит

Геннадий Кузнецов, дежурный по железнодорожному переезду Анжерской дистанции пути

Возможное транспортное происшествие с грузовым составом предотвратил дежурный по переезду

Из телеграммы ревизорского аппарата на линию: «При осмотре поезда №2459, остановленного 31 января 2015 года, выявлена неисправность рычажного крепления – оборвана тяга рычажной передачи. Обнаружена она после сообщения дежурного по переезду станции Яя о двух сбитых планках нижней негабаритности». 

«Держи ухо востро!»
Очередной состав пересек границу охраняемого переезда 3628 км возле станции Яя, полностью автоматизированного, оборудованного по самым современным требованиям. С желтым флажком в руке его привычно встречал дежурный по переезду Анжерской дистанции пути Геннадий Кузнецов. 
За 34 года в этой должности Геннадий Сергеевич по-настоящему прикипел к своей профессии, накопил огромный практический опыт и, понятно, назубок знал все азы. А они гласили, что при встрече поезда дежурный по переезду должен внимательно осматривать подвижной состав, используя ночью прожекторные установки. Дежурный обязан принять все меры к остановке, если в проходящем поезде будет замечена неисправность, угрожающая безопасности движения. Как-то: колеса, идущие юзом или издающие сильные удары из-за ползунов, пожар, горение букс, угроза падения с поезда человека или груза... 
А еще есть такая планка нижней негабаритности, которая устанавливается на пути между рельсами перед переездами и другими «негабаритными» местами. Сбивают ее какой-либо частью подвижного состава, которая выходит за нижний габарит, или, попросту говоря, – «висит». Во всех этих случаях дежурный по переезду обязан срочно сообщить о ЧП дежурному по станции и дорожному мастеру.
Геннадий Кузнецов своего дорожного мастера Владимира Кускова увидел сразу после того, как поезд миновал переезд. Подойдя твердой походкой, тот протянул свою крепкую ладонь:
– Здорово, Сергеич! Как сам?
– Все в порядке – и сам, и движение, – бодро отрапортовал Кузнецов.
– Ну, тогда давай посмотрим журнал нарушений.
Путейцы зашли на пост дежурного по переезду. Мастер присел на стул и раскрыл журнал. Полистал разлинованные страницы, внимательно вглядываясь в написанное. А затем удовлетворенно крякнул: «Молодец!». 
– Владимир Викторович, чай будешь? – предложил Кузнецов. – С печеньем.
– Сегодня же среда, день безопасности. Некогда мне, Сергеич, пойду. А ты держи ухо востро! Хоть и благополучный у тебя переезд, а тот случай с «Москвичом» три года назад забывать не стоит. Помнишь, натворили тут?
Как же не помнить! Тогда старенький автомобиль «Москвич» буквально закупорил все движение, перепрыгнув через защитные плиты – устройства заграждения переезда (УЗП) – и заглохнув на рельсах. Завести не удалось, так что всем гуртом и с космической скоростью выталкивали его с путей подальше от беды.  
А причина происшествия оказалась до банальности обыденной. Молодая подвыпившая компания отмечала какое-то событие и решила полихачить на дедовском «лимузине». В тот раз судьба оказалась к ним благосклонной...

Служебное торможение
– Какое смешное все-таки у этой станции название – Яя, – улыбнулся машинист грузового поезда №2459, с любопытством вглядываясь в мелькавшие за окном строения.
– Действительно! Назвали бы попроще – «Я в квадрате» и всего делов, – с энтузиазмом подхватил помощник машиниста, отметив чуть ранее про себя человека с желтым флажком в руке, стоявшего на охраняемом переезде.
О нем локомотивной бригаде пришлось вспомнить через несколько минут, когда ожила поездная рация. Голос дежурной по станции был тверд и настойчив:
–  Машинист поезда №2459! Дежурный по переезду станции Яя дает информацию – вы сбили планки нижней негабаритности. Останавливайтесь для осмотра! 
– Вас понял, – немедленно отозвался машинист и ввел в действие тормозную магистраль. – Выполняю команду на вынужденное служебное торможение.
Существующий регламент действий локомотивной бригады в случае повреждения планки габарита подвижного состава на переезде гласит следующий строгий порядок. При получении информации о повреждении машинист обязан остановить поезд с применением служебного торможения. Об остановке сообщить по радиосвязи в установленном регламентом порядке. Далее следует направить помощника для осмотра поезда, который обязан тщательно обследовать его с обеих сторон до «хвоста», обращая внимание на волочение, выход деталей за габарит подвижного состава. О результатах осмотра и принятых мерах, а также о возможности дальнейшего движения – сообщить дежурному по станции.
...Вскоре грузовой №2459 остановился. Машинист повернулся к своему помощнику, строго посмотрел в упор и спросил:
– Регламент помнишь?
– Конечно! – уверенно отозвался молодой человек.
– Это хорошо. Давай, действуй!
Помощник машиниста выпрыгнул из кабины и поспешил вдоль состава – терять время нельзя. Осмотр начал с электровоза и в направлении «хвоста» поезда. Рукава – на кронштейнах, экипаж – в габарите... 
Однако при дальнейшем осмотре увидел, что оборвана тяга рычажной передачи. Именно она, с большой долей вероятности, и сбила планки нижней негабаритности на переезде.
– Отлично! – оценил усердие своего напарника машинист и с чувством хлопнул по плечу. А затем потянулся к трубке радиосвязи.

Опасное смещение 
Начальник Анжерской дистанции пути Сергей Лазарев поведал «Транссибу» о том, что Геннадий Кузнецов трудится на предприятии с 1978 года. То есть стаж на железнодорожном транспорте составляет 37 лет, в том числе в должности дежурного по переезду – 34 года! За это продолжительное время зарекомендовал себя добросовестным, инициативным специалистом. 
– Благодаря бдительности и оперативным действиям Геннадия Сергеевича, за последние три года на переезде 3628 км предотвращено пять случаев, угрожающих безопасности движения поездов, – сообщил Сергей Викторович. – Предотвращены возможные тяжелые последствия для движения. А события последнего дня января текущего года, когда он выявил две сбитые планки нижней негабаритности, только подтвердили профессионализм. 
– Награды есть? – интересуюсь я. 
За многолетний добросовестный труд Геннадий Кузнецов поощрялся неоднократно. Приказом президента ОАО «РЖД» в 2008 году ему присвоено звание «Лучший общественный инспектор по безопасности движения на железнодорожном транспорте». Приказом начальника железной дороги дважды – в 2012 и 2013 годах – награжден знаком «За безопасность движения». А в прошлом году приказом начальника Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры занесен на Доску Почета.
– Замечательный у вас трудится человек, есть с кого брать пример молодежи, – высказываю свои соображения.
– Именно так все и происходит! – подхватывает мысль Сергей Лазарев. – Вот Антон Чипигин дежурным по переезду у нас с ноября 2014 года, и за такой короткий период уже проявил себя. Молодой специалист обладает хорошими профессиональными навыками. 
– Чем он себя проявил?
– Благодаря глубокому знанию Правил технической эксплуатации, Антон совсем недавно, 14 мая выявил в проходящем по перегону Ижморская – Яя грузовом поезде №2437 смещение груза в четвертом вагоне. Об угрозе в составе вовремя сообщил дежурной по станции Яя. Поезд был остановлен на станции Судженка, и при его осмотре выявили перекос стоек у вагона, которые повлекли за собой выход пучков досок за обвязку вагона. 
– Да, бдительность Антона также позволила предотвратить угрозу безопасности движения. Поощрили? 
– Кандидатура Антона Чипигина рекомендована собранием трудового коллектива предприятия для награждения знаком «За безопасность движения». Такие решения надо принимать в обязательном порядке, – уверен Сергей Лазарев. 
С подобным утверждением начальника Анжерской дистанции пути я полностью согласен.

Автор: Владимир Павлов